Обзор и основные тенденции российской транспортной отрасли
Важной особенностью 2015 года была нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках в условиях повышенной неопределенности относительно перспектив мировой экономики.
Основные тенденции и изменения в мировой и российской экономиках
В 2015 году конъюнктура мировой экономики несколько снизилась. Рост глобального ВВП, по оценке Международного валютного фонда, замедлился до 3,1 % с 3,4 % в 2014 году. Темпы роста международной торговли замедлились до 2,6 % по сравнению с 3,4 % в 2014 году.
Замедление мировой экономики в 2015 году было обусловлено существенным снижением активности в развивающихся странах, экономический рост которых замедлился до 4 % с 4,6 % в 2014 году. Значительное влияние на мировую экономику оказало замедление экономического роста в Китае, являющемся ключевым участником мировой торговли. При этом в других странах БРИКС (за исключением Индии) также произошло ухудшение экономической динамики.
Относительно позитивной в 2015 году была экономическая ситуация в развитых странах, где экономический рост ускорился до 1,9 % с 1,8 %. В США экономический рост сохранился на уровне 2014 года (2,4 %). При этом, удорожание доллара негативно сказалось на финансовой стабильности отдельных развивающихся стран, где происходил отток капитала.
Важной негативной особенностью 2015 года была нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках в условиях повышенной неопределенности относительно перспектив мировой экономики. Снижение мировых цен на нефть ухудшило ситуацию в странах-экспортерах нефти, доходы которых резко сократились, но оказало положительное воздействие на страны-импортеры нефти, где экономическая активность возросла. Однако снижение ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти было слишком масштабным, и его влияние на мировую экономику в целом было отрицательным.

Ситуация в российской экономике в 2015 году характеризовалась кризисными тенденциями. ВВП России перешел к спаду (снижение на 3,7 % к 2014 году) после роста, хотя и замедлявшегося, в течение
Ухудшились почти все факторы поддержки экономического роста. Резко снизился потребительский спрос — сокращение оборота розничной торговли к уровню 2014 года составило 10 %. Такая динамика была связана с существенным снижением доходов и реальной заработной платы населения, ускорением инфляции и ухудшением потребительских настроений.
Продолжилось затухание инвестиционной активности. Глубина спада инвестиций в основной капитал в 2015 году возросла до 8,4 % с 1,5 % в 2014 году. Инвестиции сокращались в условиях снижения спроса, удорожания инвестиционного импорта, повышения привлекательности вложений на финансовых рынках, высоких кредитных ставок и снижения ожиданий в отношении перспектив российской экономики.
Определяющее негативное влияние на макроэкономическую конъюнктуру России в 2015 году оказывала динамика мировых цен на нефть. Сокращение цен на нефть привело не только к снижению доходов бюджета и сырьевых компаний, но и через ослабление мультиплицирующего эффекта — к сокращению доходов корпоративного сектора в целом.
Уменьшение валютной выручки экспортеров, наряду с продолжавшимся оттоком капитала, закрытыми в результате санкций международными рынками капитала, отсутствием поддержки национальной валюты привело к ослаблению рубля на валютном рынке и высокой волатильности его курса. Таким образом, в экономике сложились условия, в которых неопределенность будущего резко возросла, что обусловило в совокупности с другими негативными факторами снижение экономической активности в России.

Грузооборот транспорта
В 2015 году грузооборот транспорта в России вырос на +0,2 % относительно 2014 года и составил 5 088,9 млрд ткм.
Рост грузооборота транспортной системы обусловлен повышением грузооборота на всех видах транспорта, кроме внутреннего водного и автомобильного.
Грузооборот железнодорожного транспорта вырос на +0,3 % Грузооборот железнодорожного транспорта без учета пробега собственных вагонов в порожнем состоянии по отчетным данным ОАО «РЖД». .
Значительное увеличение грузооборота на морском (+24,1 %) и воздушном (+5,6 %) транспорте.
Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны составила 45,3 % (к уровню 2014 года не изменилась).
Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 87,1 %.
Вид транспорта | 2015 | Доля видов транспорта в общем грузообороте, % |
||
---|---|---|---|---|
2014 |
2014 | 2015 | ||
Грузооборот транспорта | 5 088,9 | +0,2 | 100,0 | 100,0 |
в том числе | ||||
железнодорожного | 2 304,8 | +0,3 | 45,3 | 45,3 |
автомобильного | 232,1 | –5,9 | 4,9 | 4,6 |
морского | 39,8 | +24,1 | 0,6 | 0,8 |
внутреннего водного Справочно: в перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. | 62,6 | –13,5 | 1,4 | 1,2 |
воздушного (транспортная авиация) | 5,4 | +5,6 | 0,1 | 0,1 |
трубопроводного | 2 444,2 | +0,9 | 47,7 | 48,0 |
Справочно: доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного | 86,6 | 87,1 |
Пассажирооборот транспорта
Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2015 году составил
- железнодорожного — 120,4 млрд пасс.-км,
- автомобильного — 118,0 млрд пасс.-км,
- воздушного — 226,9 млрд пасс.-км.
Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 25,3 % (+0,8 п. п. к уровню 2014 года). В структуре пассажирооборота транспорта общего пользования воздушный транспорт занимает 48,8 %
Вид транспорта | 2015 | Доля видов транспорта в общем грузообороте, % |
||
---|---|---|---|---|
пасс.-км |
2014 |
2014 | 2015 | |
Пассажирооборот транспорта общего пользования | 465,3 | –5,4 | 100,0 | 100,0 |
в том числе | ||||
железнодорожного | 120,4 | –6,5 | 26,3 | 25,9 |
автомобильного (автобусы) | 118,0 | –2,0 | 24,5 | 25,3 |
воздушного (транспортная авиация) | 226,9 | –6,0 | 49,2 | 48,8 |
Межвидовая конкуренция
Межвидовая конкуренция на рынке грузовых перевозок
Хозяйственная деятельность ОАО «РЖД» на рынке грузовых и пассажирских перевозок протекает в условиях существенного конкурентного давления со стороны других видов транспорта.
В сегменте грузовых перевозок основными конкурентами являются трубопроводный, автомобильный, а также водный транспорт (морской водный транспорт в основном в сегменте транзитных контейнерных перевозок).
ОАО «РЖД» испытывает максимальное конкурентное давление со стороны трубопроводного транспорта в сегментах перевозок сырой нефти и светлых нефтепродуктов. Это создает существенные риски сокращения потенциальной грузовой базы железнодорожных перевозок в указанных сегментах.
Помимо трубопроводного транспорта, конкурентное давление на железнодорожные перевозки нефтяных грузов оказывает и внутренний водный транспорт.
Автомобильный транспорт перевозит грузы на небольшие, по сравнению с другими видами транспорта, расстояния, а его удельный вес в грузообороте транспорта составляет порядка 4,6 %. Вместе с этим, автомобильный транспорт все более активно начинает принимать участие в доставке на дальние расстояния мелких партий высокодоходных и скоропортящихся грузов, и конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта на железнодорожный усиливается.
В то же время у железнодорожного транспорта есть особые преимущества, которые создают возможности для ориентации на грузоотправителей, которым требуется перевозка крупнотоннажного груза на дальние расстояния:
- массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;
- регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погодных условий;
- универсальность данного вида транспорта с точки зрения использования его для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов;
- возможность создания прямой связи между крупными промышленными предприятиями по железнодорожным подъездным путям;
- относительно низкая себестоимость перевозки 1 тонны груза при перевозках массовых грузов на большие расстояния, что обусловлено высокой удельной грузоподъемностью железнодорожного транспорта.
Поэтому в сегменте перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт является доминирующим среди всех видов транспорта общего пользования.
С данными конкурентными преимуществами железнодорожного транспорта может поспорить только внутренний водный транспорт. Однако, конкуренция между внутренним водным и железнодорожным видами транспорта носит сезонный характер, присутствуя только в летний период при перевозке массовых грузов в меридиональном направлении в районах, прилегающих к бассейну реки Волги, а также по системе каналов, рек и озер Волго-Балтийского водного пути. По данным Федеральной службы государственной статистики, грузооборот железнодорожного транспорта в России более чем в 27 раз превышает аналогичный показатель внутреннего водного транспорта.
Основным конкурентным преимуществом речного транспорта перед железнодорожным является существенно более низкий уровень себестоимости перевозок, обусловленный отсутствием затрат на содержание инфраструктуры, а также небольшой долей энергозатрат на перемещение 1 тонны груза.
Межвидовая конкуренция на рынке пассажирских перевозок
В 2015 году железнодорожный транспорт продолжал испытывать конкурентное давление со стороны воздушного транспорта на внутрироссийских направлениях в дерегулируемом сегменте.
В условиях конкуренции со стороны авиатранспорта, наблюдавшийся в 2015 году устойчивый спрос на проезд в поездах «Сапсан» и «Аллегро» (обеспечивающих для пассажира высокую скорость и комфорт, оптимальный уровень тарифа, поездки с удобным расписанием), в двухэтажных поездах и поездах «Стриж», а также на использование мультимодальных перевозок и новых транспортных продуктов в рамках программы «Дневной экспресс» в электропоездах «Ласточка» свидетельствует о положительной тенденции привлечения дополнительного пассажиропотока с альтернативных видов транспорта, подтверждает необходимость дальнейшего развития скоростного пассажирского сообщения.
Вследствие ухудшения макроэкономической ситуации, снижения курса рубля и сохранения геополитической напряженности впервые снижен пассажирооборот основного конкурента — воздушного транспорта (на –6 %).