Анализ доходов по перевозочным видам деятельности
Доля доходов от грузовых перевозок в общем объеме доходов ОАО «РЖД» в 2015 году составила 79,7 %.
Доходы от грузовых перевозок
В 2015 году доходы составили 1 203,9 млрд руб., к уровню 2014 года доходы увеличились на 98,3 млрд руб., или на 8,9 %.
Изменение доходов к уровню прошлого года обусловлено следующими факторами:
- рост грузооборота на 0,01 % к уровню прошлого года повлиял на увеличение доходов на 0,1 млрд руб.;
- рост средней доходной ставки на 10 ткм на 8,9 % позволил получить дополнительно 98,2 млрд руб., что вызвано следующими основными причинам:
- индексация тарифа на 10 % на грузовые перевозки позволила получить 106,1 млрд руб.;
- применение права по изменению тарифов в рамках тарифного коридора, в том числе за счет повышающих коэффициентов на перевозку грузов на экспорт, что позволило получить дополнительно 23,4 млрд руб.;
- вместе с тем на изменения доходов повлиял и ряд негативных факторов в части изменения структуры перевозок (—31,3 млрд руб.):
- по номенклатуре грузов (—8,2 млрд руб.) за счет роста доли перевозок грузов
1-го класса на фоне снижения доли грузооборота грузов2-го и3-го классов; - по видам сообщений (—10,1 млрд руб.) за счет снижения доли грузооборота по транзиту, внутригосударственным и международным перевозкам через погранпереходы при одновременном увеличении доли менее доходных перевозок грузов, следующих через порты Российской Федерации;
- по категориям отправок рост доли перевозок маршрутными отправками с применением понижающего коэффициента к Прейскуранту
10–01 до 15 % при одновременном снижении доли перевозки повагонными отправками повлиял на снижение доходов в размере 3,7 млрд руб.; - снижение доходной ставки по перевозкам порожнего пробега по родам вагонов (—6,2 млрд руб.);
- изменение доли транзитных перевозок с расчетом по ставкам ТП СНГ и ставкам Прейскуранта
10–01 (—3,1 млрд руб.).

Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании
ОАО «РЖД» осуществляет перевозки пассажиров в дальнем следовании скоростными поездами «Сапсан», «Ласточка» и «Аллегро». Доходы от таких перевозок за отчетный год составили 11,2 млрд руб., прирост доходов к уровню прошлого года составил 2,1 млрд руб., или 23 %.
Основной причиной увеличения доходов от пассажирских перевозок в дальнем следовании скоростными поездами стал рост объема отправленных пассажиров — за 2015 год было отправлено 4,8 млн человек, что на 22 % выше уровня 2014 года.
Основной причиной роста количества отправленных пассажиров стало:
- назначение 56 дополнительных пар поездов «Сапсан» по маршруту Москва — Петербург (в праздничные дни, а также на экономический форум в Петербург);
- назначение 2 пар электропоездов «Ласточка» по маршруту Ростов — Краснодар ежедневно с марта 2015 года;
- назначение 1 пары поездов по маршруту Адлер — Майкоп ежедневно с мая 2015 года.
Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении
Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении составили 0,5 млрд руб.
ОАО «РЖД» осуществляет перевозки пассажиров в пригородном сообщении в качестве перевозчика на территории Краснодарского края электропоездами «Ласточка» на участках Сочинского полигона с 1 января по 29 июня 2015 года в количестве 12 пар поездов ежедневно (6 пар Олимпийский парк — Туапсе и 6 пар Сочи — Роза Хутор), с 30 июня 2015 года — 20 пар поездов ежедневно (5 пар Олимпийский парк — Туапсе, 1 пара Олимпийский парк — Лазаревская, 6 пар Сочи — Роза Хутор, 2 пары Аэропорт — Лазаревское, 2 пары Аэропорт — Туапсе, 2 пары Аэропорт — Сочи, 2 пары Аэропорт — Роза Хутор).
Доходы от предоставления услуг инфраструктуры
Доходы от предоставления услуг инфраструктуры составили 99,8 млрд руб., что больше уровня прошлого года на 0,7 млрд руб., или на 0,8 %.
Изменение доходов к уровню прошлого года произошло за счет следующих факторов:
- рост доходов от предоставления услуг инфраструктуры при пассажирских перевозках составил 2,3 млрд руб., в том числе от предоставления услуг инфраструктуры в дальнем следовании 0,6 млрд руб., от предоставления услуг инфраструктуры в пригородном сообщении 1,7 млрд руб. за счет следующих факторов:
- рост средней доходной ставки, в том числе за счет индексации тарифа на предоставление услуг инфраструктуры на 10 %, привел к увеличению доходов на 9,9 млрд руб., в том числе в дальнем следовании на 7,3 млрд руб., в пригородном сообщении на 2,6 млрд руб.;
- снижение объема вагоно-километровой работы при пассажирских перевозках в дальнем следовании и пригородном сообщении на 8,9 % за счет оптимизации размеров движения перевозчиками привело к снижению доходов на 7,6 млрд руб., в том числе в дальнем следовании на 6,7 млрд руб., в пригородном сообщении на 0,9 млрд руб.;
- доходы от предоставления услуг инфраструктуры при грузовых перевозках сократились на 1,6 млрд руб. к уровню прошлого года, в том числе за счет:
- уменьшения количества отстаиваемых вагонов на инфраструктуре в связи со снижением рабочего парка вагонов (—0,5 млрд руб.). За 2015 год рабочий парк вагонов снижен на 5,4 % (—55 тыс. единиц) к уровню 2014 года;
- изменения уровня тарифов за предоставляемые услуги по занятию инфраструктуры железнодорожного транспорта в связи с вводом с 7 июня 2015 года новых ставок, установленных Приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года № 127—т/1, которые в 2,7 раза ниже ранее действовавших договорных тарифов ОАО «РЖД» (—1,1 млрд руб.).
Доходы от услуг локомотивной тяги
Доходы от услуг локомотивной тяги составили 10,5 млрд руб. К уровню прошлого года доходы выросли на 0,26 млрд руб., или 2,5 %.