Годовой отчет 2015

en

Обращение председателя правления и президента ОАО «РЖД»

Уважаемые партнеры и коллеги!


В 2015 году «Российские железные дороги» сохранили свои лидирующие позиции в инфраструктурном обеспечении социально-экономического развития России.

На железные дороги приходится 45,3 % совокупного грузооборота с учетом трубопроводного транспорта. Уплаченные налоговые платежи Компании стали надежным источником пополнения государственного бюджета: в 2015 году их общий объем составил 281 млрд руб. В Компании трудоустроены более 800 тыс. человек, свыше 1 % от всех работающих в стране. В целом за 12 лет работы ОАО «РЖД» практически вдвое снижена нагрузка железнодорожного транспорта на экономику: наша доля в ВВП страны снизилась с 3 % в 2004 году до 1,5 %.

Эти показатели, безусловно, важны для понимания роли железных дорог в жизни страны, но значение ОАО «РЖД» для большинства населения определяется, в первую очередь, качеством работы пассажирского комплекса. Приятно отметить, что в 2015 году мы смогли предложить своим клиентам новые востребованные услуги: мультимодальные перевозки, двухэтажные поезда и дневные экспрессы с удобным расписанием. В сообщении между Москвой и Санкт-Петербургом, Брянском, Ярославлем и другими городами, где мы предложили новое качество услуг, произошло увеличение пассажиропотока, причем на некоторых направлениях до 1,5 раз. А это значит, что клиенты оценили нашу работу.

Финансовые показатели пригородного комплекса впервые приблизились к практически безубыточному результату. Отдельную благодарность за это следует выразить Правительству Российской федерации, руководству Министерства транспорта Российской федерации и других профильных министерств, а также губернаторам за продуктивный диалог и поддержку.

Наконец, была актуализирована Программа развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России, и в качестве приоритетного выделен пилотный проект высокоскоростной магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань как части международного скоростного коридора Москва — Пекин. В 2016 году в полном объеме завершится проектирование этой линии.

В 2015 году Компания активно внедряла современные перевозочные технологии, информационные и телекоммуникационные системы, спутниковые технологии, приобретала новый подвижной состав. Инновационные технологии ведут за собой и полноценное импортозамещение, которое мы реализуем, в первую очередь, за счет совместных проектов с регионами и предприятиями отечественной промышленности.

Мы рассчитываем, что наши партнеры по-прежнему с полной отдачей будут выполнять заказы Холдинга, поставляя качественные материалы и комплектующие, современную технику, инновационный подвижной состав по взаимовыгодной цене. Мы всегда открыты для конструктивного и честного сотрудничества.

Несмотря на непростые экономические условия, в 2015 году в Компании была обеспечена социальная стабильность. Выполнены все наши социальные обязательства перед трудовыми коллективами, ветеранами и пенсионерами в соответствии с Коллективным договором. При этом правление ОАО «РЖД» реализовало программу по оптимизации расходов на 39,7 млрд руб., в первую очередь за счет оптимизации норм потребления материальных ресурсов и ограничения цены на закупаемую продукцию. Снижена стоимость использования ресурсов, а фактические объемы капитального ремонта не только сохранены, но и увеличены к первоначальному плану.

Эти меры позволили сдержать рост себестоимости по перевозочным видам деятельности на уровне 7,1 %, что ниже среднегодового роста потребительских цен и цен в промышленности. Обеспечен рост производительности труда в 4,8 %, в то время как в экономике страны в целом показатель снижен на 3,4 %.

Планы и задачи «Российских железных дорог» в 2016 году напрямую увязаны с перспективами экономического развития Российской Федерации. Приняты ре­шения по индексации грузовых тарифов на уровне 9 % и частичному установлению льготы по налогу на имущество на объекты железнодорожной инфраструктуры. Впервые за последние два года Компания обеспечит сбалансированность деятельности без предоставления государственной субсидии на осуществление работ по капитальному ремонту объектов железнодорожной инфраструктуры.

Для этого нам предстоит найти источники дополнительных доходов на базе стратегии клиентоориентированности и повышения качества услуг, совешенствования тарифной системы, технологического и инновационного развития. Продолжится работа по повышению эффективности управления в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации: для этого в Компании разработаны положения о системе управления качеством и внутреннем аудите.

Во главу угла мы ставим внимательное и уважительное отношение к нашему самому главному и непредвзятому клиенту — пассажиру. Холдинг «РЖД» уже объявил 2016 год Годом Пассажира, что отражает наше стремление снизить стоимость билетов, увеличить скорость поездов, повысить комфорт и качество сервиса, особенно для маломобильных категорий граждан. Рассчитываю, что скоро наши клиенты уже почувствуют первые результаты этой работы, а услуги нашей компании станут более комплексными и доступными.