Годовой отчет 2015

en

Мероприятия, направленные на повышение эффективности бизнес-блока

5 021 км пути выполненные ремонтно-путевые работы

Снятие инфраструктурных ограничений и развитие пропускных способностей является одной из приоритетных задач деятельности бизнес-блока. В 2015 году выполнено ремонтно-путевых работ на 5 021 км пути (100 % от годового плана), в том числе на объектах реконструкции (модернизации) железнодорожного пути — 2 814 км (100,0 % от годового плана).

В результате выполненных работ по оздоровлению пути повышены скорости движения для пассажирских поездов на полигоне 1 100,7 км, для грузовых — 811 км.

С целью обеспечения пропускных способностей участков для планируемых объемов перевозок за счет усиления устройств электроснабжения в 2015 году сняты ограничения по пропуску грузовых поездов весом 6 300 тонн на 71 км.

В результате реализации в 2015 году подразделениями бизнес-блока комплекса мероприятий (программы энергоэффективности, обновления парка локомотивов, внедрения энергооптимального графика движения поездов) снижен удельный расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов к уровню 2014 года:

  • в теплотяге на 2,0 %;
  • в электротяге на 1,2 %.

На сети завершено создание Центров управления тяговыми ресурсами (ЦУТР), что позволит перейти к целевой модели управления перевозочным процессом на основе полигонной технологии работы. Для автоматизации работы Центров разработана автоматизированная система (АС ЦУТР).

Центральной дирекцией управления движением проводится подготовительная работа по внедрению принципов полигонного управления на пилотном «Восточном полигоне» в границах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.

На заседании правления ОАО «РЖД» 17 апреля 2015 года рассмотрена и одобрена Программа развития вертикали управления движением на основе научно-технических достижений и информатизации, которая включает как мероприятия среднесрочного характера (на ближайшие 3–5 лет), так и долговременные мероприятия со сроками реализации до 2030 года. Выполнение мероприятий должно существенно повысить уровень безопасности движения и улучшить условия охраны труда за счет автоматизации процессов пропуска поездов и сортировочной работы станций, внедрения безбумажных технологий, максимального снижения влияния человеческого фактора.

Развитие тяжеловесного движения в 2015 году

Согласно стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, одним из приоритетных направлений в освоении возрастающих объемов перевозок является повышение весовых норм.

Уже сегодня на направлениях Кузбасс — порты Северо-Запада, Кузбасс — Центр организовано движение поездов весом 8 000 и 9 000 тонн. В целом за 2015 год проведено свыше 4,8 тыс. поездов весом 8 000 тонн и более (рост к уровню 2014 года на 2 %) и свыше 32,8 тыс. соединенных поездов (рост на 14,6 %).

В ходе реализации положения Программы развития на сети железных дорог тяжеловесного движения в 2015 году проведен комплекс исследований по оценке возникающих в составе поезда продольных сил и воздействию на инфраструктуру поездов массой 12 600 тонн, по итогам которых сформирована научно обоснованная нормативная база, определяющая порядок пропуска таких поездов на инфраструктуре ОАО «РЖД». Всего было проведено более 2,6 тыс. таких поездов.

На Восточном полигоне по выделенным ниткам графика движения организовано регулярное обращение поездов массой 7 100 тонн, сформированных из вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн (всего проведено более 380 поездов).

Кроме того, проведен первый этап комплексных исследований по оценке возможности пропуска соединенных поездов массой 14 200 тонн, сформированных из вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн.

Развитие сортировочных станций в 2015 году

В 2015 году продолжены работы по Программе совершенствования и развития сортировочных станций с выполнением бюджета в объеме 1 182,2 млн рублей.

Выделенные средства были направлены на путевое развитие и комплексное оборудование сортировочных станций устройствами механизации и системами автоматизации основных технологических процессов с целью увеличения перерабатывающей способности сортировочных станций.

В рамках выделенного лимита капитальных вложений, а также в соответствии с актуализированной программой развития сортировочных станций в 2015 году выполнялись работы по механизации и автоматизации сортировочных горок и реконструкции на 6 сортировочных станциях, в том числе:

  • Санкт-Петербург-Сортировочный Московский Октябрьской железной дороги (техническое перевооружение реконструкция парка № 3);
  • Волховстрой 1 Октябрьской железной дороги (реконструкция станции, парк приема);
  • Лоста Северной железной дороги (техническое перевооружение станции, внедрение комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом (КСАУ СП));
  • Кинель Куйбышевской железной дороги (реконструкция нечетной сортировочной системы, парк № 8);
  • Екатеринбург-Сортировочный Свердловской железной дороги (реконструкция четной сортировочной системы станции, парк приема и сортировочная горка);
  • Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги (техническое перевооружение, комплексная система автоматизации управления сортировочным процессом нечетной системы).

В апреле 2015 года на Октябрьской железной дороге было проведено расширенное заседание секции «Комплексные проблемы транспорта» Научно-технического совета ОАО «РЖД», посвященного развитию сортировочных станций на период до 2025 года, по итогам которого было принято решение о выборе ст. Лужская в качестве пилотного полигона отработки инновационных технологий работы сортировочных станций:

  • технология роспуска вагонов с автоматическим управлением горочным локомотивом, предусматривающая применение горочной автоматической централизации разработки компании «Сименс АГ», интегрированной с российской АСУ сортировочной станции, в увязке с отечественными системами централизации и системой маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС);
  • автоматизированные системы диагнос­тики подвижного состава и коммерческого осмотра;
  • безлюдные технологии закрепления составов поездов;
  • автоматизированная система управления транспортным узлом и технологии электронного документооборота при выполнении перевозочного процесса.

Динамика и структура численности парка тягового подвижного состава в 2015 году

По состоянию на конец года эксплуатируемый парк локомотивов холдинга «РЖД» составил 12 696 единиц, в том числе:

  • в грузовом движении — 6 442 единицы;
  • в пассажирском движении — 1 378 единиц;
  • в хозяйственном движении — 1 644 единицы;
  • в специальной маневровой и прочей маневровой работе — 3 184 единицы;
  • в прочей работе — 48 единиц.

По состоянию на конец отчетного года рабочий парк локомотивов холдинга «РЖД» составил 8 438 единиц, в том числе:

  • в грузовом движении — 4 798 единиц;
  • в пассажирском движении — 728 единиц;
  • в хозяйственном движении — 545 единиц;
  • в специальной маневровой работе — 2 336 единиц;
  • в прочей работе — 31 единица.

В 2015 году ОАО «РЖД» закупило 500 локомотивов (99,6 % к плану), в том числе:

  • 275 электровозов, из них 43 пассажирских и 232 грузовых;
  • 225 тепловозов, из них 15 пассажирских, 92 грузовых и 118 маневровых.

Из 500 новых локомотивов 17 являются инновационными.

Увеличение закупки локомотивов уже сейчас дает положительный результат в плане снижения уровня износа локомотивного парка: физический износ локомотивного парка в среднем снижен до 68,8 %.

Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования локомотивов

500 локомотивов (99,6 % к плану) закуплено ОАО «РЖД» в 2015 году

Одним из стратегических направлений работы локомотивного комплекса является обновление и унификация парка локомотивов по полигонам.

Распределение новых локомотивов осуществляется в соответствии с полигонной идеологией. Поставка новых локомотивов позволяет поэтапно высвобождать эксплуатируемый парк локомотивов и передислоцировать его на полигоны железных дорог, на которых произошел рост грузооборота, а также произвести исключение парка, выработавшего нормативный срок службы.

В 2015 году по сети ОАО «РЖД» передислоцировано 566 локомотивов, из них 309 электровозов и 257 тепловозов.

Для повышения эффективности использования локомотивов в 2015 году проведена следующая работа:

  • подтверждена возможность организации вождения соединенных поездов массой 12 600 тонн на полигоне Майкоп — Белореченская Северо-Кавказской железной дороги. По итогам испытаний утверждена «Временная инструкция по организации обращения соединенных поездов массой до 12 600 тонн на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД»;
  • организовано вождение грузовых поездов массой 9 000 тонн на полигоне Кузбасс — Северо-Запад по 2 ниткам графика за счет поставки электровозов серии 3ЭС10;
  • оптимизирована технология работы грузовых тепловозов на БАМе, увеличен вес грузового поезда на 700 тонн с 4 900 тонн до 5 600 тонн за счет поставки 51 тепловоза серии 2ТЭ25А «Витязь». Учитывая, что тепловозы серии 2ТЭ25А «Витязь» имеют асинхронный тяговый привод и моторно-осевые подшипники качения, это позволило увеличить пробег между ТО—2 с 72 до 96 часов;
  • организовано вождение грузовых поездов массой 7 100 тонн на участке Инская — Тайшет — Смоляниново электровозами серии 2×2ЭС5К, объединенными в четырехсекционное исполнение;
  • организовано вождение грузовых поездов массой 6 300 тонн по 2 ниткам графика с использованием тепловозов серии 2×2ТЭ10 на участке Волочаевка-2 — Комсомольск.
  • проведены тягово-энергетические испытания на полигоне Дальневосточной железной дороги по определению возможности вождения соединенных грузовых поездов, что позволило обеспечить их вождение в период ремонтно-путевых работ:
    • на участке Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре массой до 9 800 тонн тепловозами серии 3ТЭ10МК,
    • на участке Белогорск — Хабаровск-2 — Шкотово массой до 12 000 тонн электровозами серии 3ЭС5К,
    • на участке Хани — Тында — Новый Ургал массой до 11 200 тонн тепловозами серии 2ТЭ25А и 3ТЭ10МК;
  • продлен полигон работы электровозов серии ЭП2К до станции Самара и Карталы Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорог на 1 004 км (с 1 802 км до 2 806 км).

Развитие в 2015 году эффективных технологий управления парком грузовых вагонов в условиях множественности операторов подвижного состава. Результаты внедрения ЕСТП железнодорожных грузовых перевозок

ОАО «РЖД» проводит последовательную работу по реализации положений Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП) в части, не требующей внесения изменения в нормативно-правовую базу при организации перевозочного процесса.

В настоящее время ЕСТП применяется при решении задач эффективного взаимодействия функциональных филиалов Компании, в том числе технического нормирования перевозочного процесса, технологии управления движением поездов, работой локомотивов и локомотивных бригад, информационного обеспечения производственной деятельности.

Проводимая работа позволила по итогам работы в 2015 году добиться положительной динамики основных показателей использования подвижного состава. По сети железных дорог было отправлено 32,8 тыс. поездов повышенной длины, что выше уровня 2014 года на 14,6 %.

Использование технологических инструментов, определенных в ЕСТП, повысило уровень выполнения графика движения грузовых поездов, в том числе по отправлению — на 2,9 п. п., по проследованию — на 12,9 п. п.

Также ЕСТП применяется при реализации «Комплексной программы поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию». В целях развития технологии движения грузовых поездов по специализированным расписаниям с января 2015 года установлено задание по ежесуточному отправлению 400 специализированных грузовых поездов.

В 2015 году по специализированным расписаниям отправительскими маршрутами со станций массовой погрузки отправлено 116,8 тыс. поездов (320 поездов в сутки). По сравнению с 2014 годом отправление грузовых поездов по специализированным расписаниям увеличено на 76 %. Выполнение графика движения специализированных поездов составило 98 % по отправлению (рост на 3 % к 2014 году), по проследованию — 42 % (также рост на 3 % к 2014 году).

Ремонт и модернизация объектов инфраструктуры в 2015 году

5 млрд руб. выполнение инвестиционного бюджета по электрификации

По путевому хозяйству в 2015 году на объектах реконструкции (модернизации) железнодорожного пути выполнены работы на 2 814 км (100,0 % к плану), произведена укладка 1 283 комплекта стрелочных переводов (100,0 % к плану). Общие затраты на реконструкцию (модернизацию) пути составили за счет инвестиционного бюджета 70,2 млрд руб. (100,2 % к плану).

За счет средств капитального ремонта пути выполнены работы:

  • выполнен капитальный ремонт пути на старогодных материалах в объеме 829 км (103,6 % к плану, на сумму 7,0 млрд руб.);
  • уложено 2 186 комплектов стрелочных переводов (101,2 % к плану, на сумму 3,6 млрд руб.);
  • выполнен средний ремонт железнодорожного пути в объеме 1 365 км (101,4 % к плану, на сумму 3,8 млрд руб.);
  • произведены работы по смене рельсов новыми в объеме 1 911 км нити (100,6 % к плану, на сумму 4,4 млрд руб.).

Общие затраты на капитальный ремонт составили 22,1 млрд руб. (100,1 % к плану).

Выполнен капитальный ремонт инженерных сооружений на сумму 3,3 млрд руб. (99,8 % к плану). Отремонтировано 129 искусственных сооружений (мосты, трубы, тоннели) и 27,0 км земляного полотна.

Хозяйством автоматики и телемеханики в 2015 году в полном объеме освоены средства на капитальный ремонт устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на сумму 3,5 млрд руб.

Отремонтировано:

  • 846 км устройств автоматический блокировки;
  • 1 223 стрелок электрической централизации.

В 2015 году по девяти инвестиционным проектам Управления автоматики и телемеханики при выделенном лимите финансирования в объеме 4 630,8 млн руб. освоение средств сос- тавило 3 797,86 млн руб., или 82 % от годового плана. Невыполнение в полном объеме инвестиционного бюджета затрат обусловлено прекращением взаимо- действия с итальянской компанией ЕСМ S.р.а, а также по причине корректировки перечня объектов и поздних сроков выдачи на них проектно-сметной документации.

По хозяйству электрификации и электроснабжения выполнение инвестиционного бюджета за 2015 год составило 5,0 млрд руб., или 98,8 % от годового плана. По итогам года выполнены следующие основные работы:

  • реконструировано 133,1 км развернутой длины контактной сети;
  • обновлено 88,7 км высоковольтных линий электроснабжения автоблокировки;
  • смонтировано 103,3 км несущего троса и 83 км усиливающего провода;
  • установлены по сети 1 733 новых опор контактной сети и 1 230 фундаментов;
  • модернизировано оборудование 12 тяговых подстанций;
  • заменено 5 систем телемеханики.

Капитальным ремонтом в 2015 году отремонтировано объектов на сумму 4,9 млрд руб. Отремонтировано:

  • 2 402 км контактной сети;
  • 1 435 км воздушных и кабельных линий электропередач;
  • 73 тяговых подстанций.
Протяженность бесстыкового пути, в т. ч. с упругими скреплениями, тыс. км
Протяженность бесстыкового пути, в т. ч. с упругими скреплениями