Годовой отчет 2015

en

Основные достижения ОАО «РЖД»

Обеспечение финансовой устойчивости Компании

В связи с макроэкономической ситуацией, оказывающей непосредственное влияние на производственные показатели, ценовое давление, волатильность национальной валюты, Компанией были своевременно оценены риски финансово-хозяйственной деятельности в 2015 году. Потери Компании от падения доходов от перевозок, роста процентов к уплате по кредитным обязательствам, привязанным к инфляции, увеличения отрицательных курсовых разниц и прочих операционно-финансовых рисков прогнозировались в сумме более 130 млрд руб.

В этих условиях в сжатые сроки была реализована соответствующая программа мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости ОАО «РЖД»:

  • Потери доходов от перевозок компенсированы сокращением расходов на 39,7 млрд руб. (к первоначальному плану) и реализовано дополнительное задание по прибыли от прочих видов деятельности на 10,1 млрд руб. В результате прибыль от продаж составила 83,6 млрд руб. с приростом на 17 млрд руб. (+25,5 %) к первоначальному плану и +43 % к 2014 году.
  • Проведена оптимизация социальных расходов — 1 млрд руб.
  • Внедрен учет хеджирования в соответствии с политикой управления валютными рисками, что позволило снизить убытки от падения курса рубля на 69,7 млрд руб.
  • Реализованы меры по недопущению обесценения стоимости дочерних и зависимых обществ — 18,8 млрд руб.
  • По итогам взаимодействия с ФОИВ восстановлена из резерва задолженность Минздравсоцразвития — 10,9 млрд руб.
  • Обеспечено поступление средств от реализации пакетов акций ДЗО в объеме 19,3 млрд руб. с прибылью 5,7 млрд руб.

В результате чистая прибыль составила 0,3 млрд руб. (при убытке в 2014 году 44 млрд руб.).

Более детально об обеспечении финансовой устойчивости Компании см. раздел «Итоги финансово-экономической деятельности».

Ключевые результаты по бизнес-блокам в рамках реализации Cтратегии Холдинга

Транспортно-логистический бизнес-блок
Транспортно-логистический бизнес-блок
  • В условиях сложившейся экономической ситуации объем погрузки грузов сократился на 1 % относительно 2014 года и составил 1214,5 млн тонн. Основной причиной снижения погрузки послужило падение внутрироссийских перевозок.
  • Грузооборот (с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) практически остался на уровне 2014 года (+0,01 %) и составил 2 954,9 млрд. ткм.
  • Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны сохранилась на уровне прошлого года и составила 45,3 %.
  • Увеличена доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, на 5,8 п. п., из них в груженых вагонах на 5,2 п. п. к уровню 2014 года. Обеспечен рост средней скорости доставки грузовых отправок на 14 %.
  • В 2015 году проследовало более 100 тыс. поездов по расписанию, из них около 22 тыс. по заключенным договорам. Отправлено около 9 тыс. контейнерных поездов, 214 поездов «Грузовой экспресс».
Бизнес-блок «Пассажирские перевозки»
Бизнес-блок «Пассажирские перевозки»
  • В 2015 году пассажирооборот по скоростным поездам вырос на 25 % до 2,5 млрд пасс.—км. Пассажирооборот по скоростным поездам дальнего следования во внутреннем сообщении увеличился на 26 % и составил 2 440,2 млн пасс.—км.
  • В 2015 году пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» снизился на 6,5 % к уровню 2014 года, в том числе в дальнем следовании на 7,0 % и пригородном сообщении на 5,2 %.
  • В целом по итогам 2015 года удалось обеспечить безубыточную деятельность пригородного пассажирского комплекса, в том числе за счет принятых Правительством Российской Федерации мерах по поддержке пригородных перевозок.
  • Отправлено 1 020,4 млн пассажиров (—4,7 % к уровню 2014 года), в том числе в дальнем следовании — 97,9 млн пассажиров (—5 %), пригородном сообщении — 922,5 млн пассажиров (—4,6 %).
  • В рамках программы «Дневной экспресс» по сети железных дорог в действующем графике курсируют 39 пар поездов на 21 направлении, перевезено 8,2 млн пассажиров, что на 50 % выше уровня прошлого года.
  • Расширена география курсирования двухэтажного подвижного состава по 4 новым маршрутам, по итогам года двухэтажным подвижным составом отправлено около 1,5 млн пассажиров.
  • В июне 2015 года из Москвы в Нижний Новгород запущен новый скоростной поезд «Стриж», минимальное время в пути которого составляет 3 ч. 35 мин. По итогам года перевезено порядка 700 тыс. пассажиров.
4 новых маршрута курсирования двухэтажного подвижного состава

Реализация проектов высокоскоростного движения

  • Подписан договор на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проекта планировки и межевания территорий и разработке проектной документации для строительства участка Москва — Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург» в 2015–2016 годах между ОАО «Скоростные магистрали» и консорциумом проектировщиков в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и ООО Китайская Инженерная Железнодорожная Корпорация «Эр Юань».
  • Разработана и утверждена Программа организации скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации на перспективу до 2030 года, в которой основные акценты делаются на выборе направлений для модернизации существующих линий и строительстве новых скоростных и высокоскоростных магистралей с обеспечением максимальных экономических и социальных эффектов — за счет расширения границ существующих агломераций и формирования урбанизированных районов.
  • Подписан Меморандум между Министерством транспорта Российской Федерации, государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформе, ОАО «РЖД» и «Китайскими железными дорогами» о формах сотрудничества, модели финансирования и инвестирования в проект ВСМ Москва — Казань, приоритетный проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин.
Бизнес-блок «Железнодорожные перевозки и инфраструктура»
Бизнес-блок «Железнодорожные перевозки и инфраструктура»
  • В 2015 году продолжились работы по проектам модернизации БАМа и Транссиба, комплексной реконструкции участка Междуреченск — Тайшет, развитию Московского транспортного узла, проектам развития и обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, строительству железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск (новая железнодорожная линия на направлении Журавка — Миллерово).
  • В 2015 году также продолжалась реализация проектов по развитию пропускной способности, в том числе: по реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород, развитию участка Тобольск — Сургут — Коротчаево, реконструкции и строительству искусственных сооружений, строительству вторых путей, развитию сортировочных станций.
  • Обеспечен рост внутренней эффективности подразделений производственного блока, что позволило выполнить основные бюджетные параметры использования подвижного состава, в том числе по среднему весу грузового поезда (+0,9 % к уровню 2014 года), среднесуточной производительности локомотива (+3,7 %), участковой скорости (+3,7 %).
  • На сети завершено создание Центров управления тяговыми ресурсами, что позволит перейти к целевой модели управления перевозочным процессом на основе полигонной технологии работы. Для автоматизации работы Центров разработана Автоматизированная система центров управления тяговыми ресурсами.
  • Неотъемлемой частью повышения эффективности перевозочного процесса стала проводимая работа по применению информационно-управляющих технологий, в том числе организации движения грузовых поездов по расписанию, расширен полигон внедрения системы «Эльбрус», обеспечивающий организацию вождения грузовых поездов по энергооптимальным расписаниям.
  • Маршрутная скорость контейнерных поездов составила 892 км/сутки с увеличением на 10 км/сутки (+1,1 %), а в рамках проекта «Транссиб за 7 суток» достигла 1 139 км/сутки с увеличением на 66 км/сутки (+6,1 %) к уровню 2014 года.
  • В 2015 году:
    • закуплено 500 единиц тягового подвижного состава;
    • введены в эксплуатацию 163,5 км новых и вторых путей; 157,7 км станционных путей; электифицировано 45,8 км; реконструировано 2 814,0 км железнодорожных путей.
892 км/сутки Маршрутная скорость контейнерных поездов (с увеличением на 10 км/сутки)
Бизнес-блок «Международный инжиниринг и транспортное строительство»
Бизнес-блок «Международный инжиниринг и транспортное строительство»

Республика Сербия

Холдинг «РЖД» выполнял свои контрактные обязательства по реконструкции ряда железнодорожных участков трансъевропейского транспортного Коридора Х, проходящего по территории Сербии, и поставке дизельных поездов. В сентябре состоялось торжественное открытие движения по второму главному пути на участке Голубинцы — Рума и новому участку Сопот Космайский — Ковачевац (Сербия). Кроме того, ООО «РЖД Интернешнл» подписано дополнительное соглашение о реконструкции трех южных участков трансъевропейского транспортного Коридора Х и Меморандум о стратегическом партнерстве с АО «Инфраструктура железных дорог Сербии», который является основой дальнейшего развития российско-сербского сотрудничества в железнодорожной отрасли.

Иран

Между Иранскими железными дорогами и ООО «РЖД Интернешнл» заключено контрактное соглашение на проектирование, поставку материалов, оборудования и строительство по проекту электрификации железнодорожного участка Гармсар — Инче Бурун.

Индия

ОАО «РЖД» и Министерство железных дорог Республики Индия подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении технического сотрудничества в железнодорожной сфере, целью которого является совместный поиск проектов для взаимовыгодной реализации на территории Индии.

КНДР и Республика Корея

В части повышения транзитного потенциала российских железных дорог в 2015 году проведены перевозки угля транзитом через порт Раджин в Китай и Республику Корея в объеме 1,170 млн тонн.

Вьетнам

ОАО «РЖД» и государственная компания «Вьетнамские железные дороги» подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее развитие взаимодействия по нескольким направлениям: логистика, реализация инфраструктурных проектов, взаимодействие в рамках международных организаций, обмен опытом и научно-технической информацией.

Социальный бизнес-блок
Социальный бизнес-блок
  • В 2015 году в условиях макроэкономической нестабильности и снижения доходов ОАО «РЖД» сохранило статус социально ответственного работодателя. Обязательства Компании по Коллективному договору ОАО «РЖД» на 2014–2016 годы за отчетный период выполнены. Так, заработная плата работников была проиндексирована в марте на 3,7 %.
  • Конкурентоспособность заработной платы работников ОАО «РЖД» возросла к уровню 2014 года: соотношение заработной платы работников Компании с общероссийским уровнем составило 1,31 против 1,27 в 2014 году.
  • Среднемесячная заработная плата работников ОАО «РЖД», занятых на перевозках, в 2015 году составила почти 45 тыс. руб., что на 8,2 % выше уровня 2014 года, при этом реальная заработная плата снижена на 6,3 % (по стране снижение составило 9,5 %). Рост производительности труда обеспечен на уровне 4,8 %, в то время как в экономике страны в целом показатель снизился на 3,4 %.
  • Укомплектованность персонала составила 99,2 % (на 1,0 п. п. выше уровня 2014 года), текучесть — 7,4 % (снижение на 1,0 п. п.).
  • В 2015 году обеспечена профессиональная подготовка более 50 тыс. человек и повышена квалификация более 150 тыс. рабочих и более 103,6 тыс. руководителей и специалистов, что соответствует установленным плановым заданиям.
1,31 соотношение заработной платы работников Компании с общероссийским уровнем
+1,0 п. п. к 2014 году 99,2 % укомплектованность персонала

 

Инвестиционное развитие

За счет реализации программы инвестиционного развития ОАО «РЖД» в 2015 году были улучшены следующие показатели:

  • за счет выполненных работ по реконструкции (модернизации) железнодорожного пути в 2015 году увеличен полигон движения пассажирских поездов со скоростью 120–140 км/ч на 1 176 км или на 4,6 % по отношению к показателям 2014 года, грузовых поездов со скоростью более 80 км/ч — на 580,6 км (+1,0 %);
  • общая протяженность главного пути на железобетонных шпалах составила 97 794,517 км, увеличилась на 1 756,4 км (+1,8 %), общее протяжение бесстыкового пути составило 90 695,168 км, увеличение на 1 701,778 км (+1,87 %);
  • при проведении работ по обновлению и модернизации технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики в 2015 году на определяющих участках железных дорог преобладал комплексный подход с одновременной модернизацией устройств электрической централизации, автоматической блокировки, диспетчерского контроля и интеграции их в комплексные системы управления перевозочным процессом. Проведенная модернизация технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, находящихся в эксплуатации с двойным сроком полезного использования, позволила повысить безопасность движения и надежность работы устройств; оснащение центров технического диагностирования и мониторинга системами диагностики и удаленного мониторинга на железных дорогах обеспечило максимальное выявление предотказных состояний технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики. В результате выполнения указанных мероприятий количество отказов 1 и 2 категории (система КАСАНТ) снизилось в хозяйстве с 6920 в 2014 году до 6363 в 2015 году или на 8,1 %;
  • за счет выполнения объемов по обновлению основных фондов вагонного хозяйства в 2015 году снижено количество отказов технических средств на 11 % по отношению к показателям 2014 года, а также увеличена на 16 км протяженность гарантийных участков безостановочного движения поездов к 2014 году;
  • за счет выполнения объемов по обновлению основных фондов хозяйства электрификации и электроснабжения в 2015 году снижено количество отказов технических средств на 9,4 % по отношению к показателям 2014 года, а также под скоростной режим движения поездов 160 км/ч реконструировано 111,5 км развернутой длины контактной сети, для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения обновлено под скорость 200 — 250 км/ч — 21,6 км контактной сети, сняты ограничения по пропуску поездов весом 6300 тонн на 3 межподстанционных зонах протяженностью 71 км.

В целом по ОАО «РЖД» в 2015 году введено в действие:

  • 163,5 км новых и вторых путей,
  • 45,8 км электрификации,
  • 157,7 км станционных путей;

реконструировано:

  • 129 единиц электрической централизации стрелок,
  • 50,8 км автоблокировки,
  • 280,5 км диспетчерской централизации,
  • 640,4 км междугородных кабельных линии связи,
  • 288,1 км контактной сети,
  • 2814 км железнодорожного пути.

Энергоэффективность

Всего за 2015 год в более чем 2 290 структурных подразделениях Компании реализовано 11,8 тыс. мероприятий Программы энергосбережения, что позволило сэкономить 4,9 млрд руб., в том числе:

  • 848,2 млн кВт/ч электроэнергии на 2 412,9 млн руб.,
  • 53,9 тыс. тонн дизельного топлива на 1 663,9 млн руб.,
  • 5,3 тыс. тонн бензина на 178,0 млн руб.,
  • 152,5 тыс. Гкал тепловой энергии на 251,4 млн руб.,
  • 25,8 млн куб. м природного газа на 114,9 млн руб.,
  • 64,5 тыс. тонн угля на 93,0 млн руб.,
  • 21,9 тыс. тонн топочного мазута на 216,6 млн руб.

Обеспечение безопасности движения

Обеспечение безопасности движения

В 2015 году затраты на реализацию Программы безопасности движения холдинга «РЖД» составили 2,1 млрд руб.

  • Значение целевого показателя безопасности движения по холдингу «РЖД» выполнено на уровне 1,17 событий на 1 млн поездо-км при плановом значении 1,58 событий (снижение на 26 %).
  • Количество объектов, оснащенных системами технических средств обеспечения транспортной безопасности, доведено до 1 627, что на 1,3 % превышает аналогичный показатель 2014 года.
  • Количество нарушений безопасности движения, допущенных на инфраструктуре ОАО «РЖД», увеличилось по сравнению с 2014 годом на 64,2 % (7 704 к 4 693). Однако основная доля нарушений (68 %) относится к ответственности сторонних организаций, осуществляющих свою деятельность на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Итоги мероприятий по расширению применения процессного подхода

Итоги мероприятий по расширению применения процессного подхода

К концу 2015 года в соответствии с Программой мероприятий по расширению применения процессного подхода:

  • сформирована схема процессной модели ОАО «РЖД»;
  • разработаны и утверждены нормативно-методические документы в области процессного управления;
  • около 800 руководителей и специалистов прошли подготовку в области процессного управления;
  • проведен конкурс на лучшее подразделение по применению процессного подхода в управлении и повышении эффективности деятельности в ОАО «РЖД»;
  • через советы директоров дочерних обществ ОАО «РЖД» проведены решения по внедрению процессного подхода, в соответствии с которыми дочерние общества разрабатывают свои программы мероприятий.