Железнодорожные перевозки и инфраструктура

Бизнес-блок «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» объединяет основные производственные бизнес-единицы, обеспечивающие приоритетные виды деятельности Компании по осуществлению железнодорожных перевозок, содержанию и развитию инфраструктуры и локомотивного комплекса.
На пути изменений
![]()
За последние пять лет закуплено почти 3 тысячи новых локомотивов. Это больше чем за предыдущие 15 лет. Физический износ локомотивного парка в среднем снижен до 68,8 %. Это позволило ускорить развитие тяжеловесного движения. С начала 2015 года проведено свыше 4 тысяч поездов с весом более 8 тысяч тонн и 30 тысяч соединенных поездов, что выше уровня прошлого года на 10 %.
Снятие инфраструктурных ограничений и развитие пропускных способностей является одной из приоритетных задач деятельности бизнес-блока. В 2015 году выполнено ремонтно-путевых работ на 5 021 км пути (100 % от годового плана), в том числе на объектах реконструкции (модернизации) железнодорожного пути — 2 814 км (100,0 % от годового плана).
В 2015 году участковая скорость движения грузовых поездов увеличена до 39,1 км/ч, что на 3,7 % больше уровня 2014 года.
По материалам итогового заседания Правления ОАО «РЖД»
Ключевые достижения бизнес-блока за 2015 год
- Обеспечен рост внутренней эффективности подразделений производственного блока, что позволило выполнить основные бюджетные параметры использования подвижного состава, в том числе по среднему весу грузового поезда (+0,9 % к уровню 2014 года), среднесуточной производительности локомотива (+3,7 %), участковой скорости (+3,7 %)
- Увеличена доля груженых отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, в груженых вагонах на 5,2 п. п. к уровню 2014года
- Обеспечен рост средней скорости доставки грузов груженой отправки на 44,1 км/сутки (на 13,5 %), до 371,5 км/сутки;
- График движения грузовых поездов улучшен по отправлению на 2,9 п. п., по проследованию — на 12,9 п. п. к уровню 2014 года
- Выполнение расписания пассажирских поездов улучшено по всем параметрам, в том числе по отправлению — на 0,7 п. п., по станциям посадки/высадки в пути следования поезда — на 2,2 п. п., по прибытию на станцию назначения — на 0,8 п. п. к уровню 2014 года
- Выполнение расписания пригородных поездов обеспечено с ростом к уровню 2014 года по отправлению с пунктов отправления на 0,2 п. п., по прибытию на промежуточные пункты назначения — на 0,3 п. п., по отправлению с промежуточных пунктов — на 0,4 п. п., по прибытию в пункты назначения — на 0,2 п. п.
- Улучшено качество работы станционного комплекса. Простой транзитного вагона без переработки на сортировочных станциях снижен на 14,8 %, с переработкой — на 10,3 %, время начально-конечных операций вагонов на станциях — на 21,1 % к 2014 году
- Количество часов непроизводительных потерь в организации рабочего времени локомотивных бригад снижено на 15,8 % в сравнении с уровнем 2014 года при плане 7 %
- В результате реализации программы энергоэффективности, обновления парка локомотивов, внедрения энергооптимального графика движения поездов удельный расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов снижен в дизельной тяге на 2,0 % и в электрической тяге на 1,2 % к уровню 2014 года
Ключевые достижения бизнес-блока за 2015 год
Задачи бизнес-блока «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» на 2015 год решены в полном объеме. Повышение уровня организации эксплуатационной работы на основе совершенствования системы планирования и продвижения грузопотоков позволило обеспечить перевозку предъявленного объема перевозок и снизить риски, связанные с инфраструктурными ограничениями.
Неотъемлемой частью повышения эффективности перевозочного процесса стала проводимая работа по применению информационно-управляющих технологий, в том числе организации движения грузовых поездов по расписанию, расширен полигон внедрения системы «Эльбрус», обеспечивающей организацию вождения грузовых поездов по энергооптимальным расписаниям.
Продолжается разработка нормативно-технической документации, регламентирующей порядок проведения текущего содержания и ремонта объектов инфраструктуры, организации работы локомотивов и локомотивных бригад с учетом классификации и специализации железнодорожных линий.
Деятельность бизнес-блока
Основной целью деятельности бизнес-блока является повышение эффективности перевозочного процесса за счет скоординированной эксплуатационной работы и согласованного стратегического развития бизнес-единиц с учетом общности их задач, технологий и дополнительных синергетических эффектов от совместной деятельности.
В стратегии холдинга «РЖД» закреплен ряд производственных целей и задач развития бизнес-блока:
- модернизация и строительство новой инфраструктуры;
- разделение инфраструктуры общего пользования на грузовую и пассажирскую, в том числе за счет выделения высокоскоростного движения, в качестве самостоятельных технических и технологических систем;
- повышение равномерности использования инфраструктуры, загрузка или реструктуризация малоинтенсивных линий;
- развитие инфраструктуры с целью перехода на тяжеловесное движение с весовыми нормами 9 тыс. тонн и более;
- обновление локомотивного парка и снижение стоимости жизненного цикла тяговых ресурсов;
- повышение безопасности перевозок и снижение рисков, связанных с влиянием человеческого фактора на производственный процесс;
- повышение энергоэффективности и производительности труда, рациональной организации ремонтных и эксплуатационных работ.
Основные производственные показатели
В 2015 году общий грузооборот сложился на уровне 2014 года; комплексный показатель эффективности, характеризующий надежность доставки грузов, — доля груженых отправок, доставленных в нормативный срок, — составила 94,7 % (рост на 5,2 п. п. к уровню предыдущего года).
Средняя скорость доставки грузов груженой отправки составила 371,5 км/сутки (+13,5 % к уровню 2014 года). Положительная динамика достигнута на всех железных дорогах.
Показатели | Ед. измерения | 2014 | 2015 | |
---|---|---|---|---|
Значение | Изменение, % | |||
Общий грузооборот | млн ткм | 2 954,5 | 2 954,9 | 0,01 |
Средняя скорость доставки грузов груженой отправки | км/сутки | 327,4 | 371,5 | 13,5 |
Доля груженых отправок, доставленных в нормативный срок | % | 89,5 | 94,7 | 5,2 п. п. |
Снижение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов (2014 год — 100 %) | % | 100,0 | 98,8 | –1,2 |
Снижение удельного расхода дизельного топлива на тягу поездов (2014 год — 100 %) | % | 100,0 | 98,0 | –2,0 |
Итоги выполнения инвестиционной программы подразделений бизнес-блока в 2015 году
100,6 % к плану составил объем ввода в действие основных фондов по проектам Центральной дирекции инфраструктуры в 2015 годуИнвестиционный бюджет Центральной дирекции инфраструктуры на 2015 год был выполнен в полном объеме на сумму 87,6 млрд руб. Наибольший объем средств был направлен на выполнение программы реконструкции (модернизации) пути. В результате работы по реконструкции (модернизации) пути были выполнены на сумму 70 млрд руб.
В рамках инвестиционной программы было выполнено работ на сумму 65,2 млрд руб. по федеральной программе развития Восточного полигона.
Объем ввода в действие основных фондов по проектам Центральной дирекции инфраструктуры в 2015 году составил 85,8 млрд руб., или 100,6 % к плану.
Расходование инвестиционных средств Центральной дирекции управления движением в 2015 году составило 3,2 млрд руб. при плане 3,2 млрд руб. Основным проектом является «Строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и пограничных станций» — на его выполнение затрачено 1,9 млрд руб. Инвестиционные программы Дирекции были направлены в первую очередь на увеличение пропускных и перерабатывающих способностей основных направлений сети железных дорог и повышение надежности работы филиалов.
Объем ввода в действие основных фондов по проектам Центральной дирекции управления движением в 2015 году составил 8,3 млрд руб., или 144,5 % к плану.
По Дирекции тяги расходование инвестиционных средств за 2015 год составило 68,2 млрд руб., или 99,1 % к плану (план составлял 68,8 млрд руб.), в том числе по инвестиционному проекту «Приобретения тягового подвижного состава» в 2015 году освоено 59,9 млрд руб. (99,6 % к плану), направленных на приобретение 500 локомотивов.