Пассажирские перевозки

С целью стабилизации рыночной доли железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок в 2015 году бизнес-блоком проводилась работа, направленная на развитие и совершенствование организации пассажирских перевозок, повышение качества и расширение комплекса предоставляемых услуг.
На пути изменений
![]()
Более одного миллиарда пассажиров пользуются услугами холдинга РЖД ежегодно. В конкурентной борьбе с другими видами транспорта мы применяем комплекс маркетинговых инструментов, поддерживающих ценовую доступность перевозок включающих в себя гибкую тарифную политику, систему динамичного ценообразования, маркетинговые акции и программы лояльности.
Около 2 млн пассажиров совершили поездки по сниженным тарифам в регулируемом сегменте, воспользовавшись предоставленным АО «ФПК» правом уменьшить стоимость проезда в плацкартных вагонах и вагонах с местами для сидения.
В 2015 году доля пассажиров, которые приобрели билеты в купе и СВ по тарифам ниже базовых, составила порядка 68 % от общего количества.
По материалам итогового заседания Правления ОАО «РЖД»
Ключевые достижения бизнес-блока за 2015 год
- В 2015 году пассажирооборот по скоростным поездам вырос на 25 % до 2,5 млрд. пасс.-км. Пассажирооборот по скоростным поездам дальнего следования во внутреннем сообщении увеличился на 26 % и составил 2 440,2 млн. пасс.-км.
- Отправлено 1020,4 млн. пассажиров, в том числе в дальнем следовании — 97,9 млн. пассажиров, пригородном сообщении — 923 млн. пассажиров.
- Пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» составил 120,4 млрд п-км, в том числе 89,5 млрд п-км в дальнем следовании, 30,9 млрд п-км в пригородном сообщении.
- С июня организовано курсирование поездов «Стриж» по маршруту Москва — Нижний Новгород. По итогам года перевезено порядка 700 тыс. пассажиров.
- В рамках программы «Дневной экспресс» по сети железных дорог в действующем графике курсируют 39 пар поездов на 21 направлении. Перевезено 8,2 млн. пассажиров, что на 50 % выше уровня прошлого года.
- Расширена география курсирования двухэтажного подвижного состава по 4 новым маршрутам. По итогам года двухэтажным подвижным составом отправлено около 1,5 млн. пассажиров.
- Активные действия по концентрации скоростных поездов «Сапсан» на участке Москва-Санкт-Петербург позволили сохранить долю железнодорожного транспорта на данном направлении на уровне 64 %.
- Мультимодальные перевозки организованы на 8 направлениях.

Деятельность бизнес-блока
Задачами бизнес-блока являются разработка и предложение на рынок принципиально новых продуктов и услуг по привлекательным ценам, обеспечение конкурентоспособности железнодорожных перевозок с основными конкурентами — авиацией и автомобильным транспортом.
В сфере перевозок в дальнем следовании Компания стремится обеспечить доступную альтернативу пассажирского сообщения для всех регионов России и сохранить долю на рынке перевозок за счет роста сегмента коротких поездок и государственного заказа.
С целью роста мобильности населения между агломерациями Компанией реализуются проекты высокоскоростного и скоростного движения.
Показатели работы пассажирского комплекса
Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2015 году составил 465,3 млрд пасс.—км, в том числе железнодорожного — 120,4 млрд, автомобильного — 118,0 млрд, воздушного — 226,9 млрд пасс.—км.
Отрицательная динамика железнодорожных пассажирских перевозок на инфраструктуре ОАО «РЖД», наблюдаемая в последние несколько лет, сохранилась и в 2015 году. По итогам года объем перевозок сократился на 6,5 % до 120,4 млрд пасс.—км.
Ухудшение макроэкономической ситуации в России и сокращение платежеспособного спроса привело в первую очередь к снижению мобильности наиболее социально незащищенных слоев населения — потенциальных пассажиров социально значимого регулируемого сегмента перевозок.
В дальнем следовании наибольшее влияние на объем перевозок оказало ужесточение конкурентной борьбы на фоне агрессивной тарифной политики авиаперевозчиков, а также сокращение пассажиропотока в межгосударственном сообщении, в том числе со странами СНГ и Балтии, в частности с Украиной из-за изменений геополитической ситуации в стране.
В тоже время в сложившейся ситуации снижение количества отправленных пассажиров в 2015 году составило только 4,7 % (до 1 020,4 млн человек). Это стало возможным благодаря применению комплекса маркетинговых инструментов, поддерживающих ценовую доступность перевозок (гибкая тарифная политика, система динамического ценообразования, маркетинговые акции, программа лояльности). В 2015 году доля пассажиров, которые приобрели билеты в купе и СВ по тарифам ниже базовых, составила порядка 68 % от общего количества.
Около 2 млн пассажиров совершили поездки по сниженным тарифам в регулируемом сегменте, воспользовавшись предоставленным АО «ФПК» правом уменьшить стоимость проезда в плацкартных вагонах и вагонах с местами для сидения.
Особым спросом пользовались поездки в новых скоростных поездах с удобным расписанием. В сообщении между Москвой и Санкт-Петербургом, Брянском, Ярославлем, Белгородом, Смоленском, Курском, Воронежем, Нижним Новгородом (по тем направлениям, где холдинг «РЖД» предложил такие услуги) произошло увеличение пассажиропотока. При этом наиболее значительно пассажиропоток возрос на относительно недавно запущенных направлениях Москва — Смоленск — в 1,4 раза, и Москва — Белгород — почти в 1,5 раза. Во многом этому способствовало использование комфортабельных поездов с двухэтажными вагонами и поездов «Стриж», а также нового транспортного предложения — программы «Дневной экспресс».
Показатель | 2014 | 2015 | Изменение | |
---|---|---|---|---|
млрд пасс.-км | % | |||
Пассажирооборот, млрд пасс.—км | 128,8 | 120,4 | –8,4 | –6,5 |
Пригородное сообщение | 32,6 | 30,9 | –1,7 | –5,2 |
Дальнее следование, в том числе: | 96,2 | 89,5 | –6,7 | –7,0 |
Скоростное сообщение | 2,0 | 2,5 | +0,5 | 25,0 |
Отправлено пассажиров, млн человек | 1 070,3 | 1 020,4 | –50,0 | –4,7 |
Пригородное сообщение | 967,2 | 922,5 | –44,7 | –4,6 |
Дальнее следование, в том числе: | 103,1 | 97,9 | –5,2 | –5,0 |
Скоростное сообщение | 3,9 | 4,8 | +0,9 | 22,2 |