Скоростные пассажирские перевозки
На пути изменений
![]()
Главная цель принятой нами программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения — ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения России за счет создания сети железнодорожного сообщения, обеспечивающего оптимальное для пассажиров соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда.
Высокоскоростная магистраль Москва — Казань является приоритетным проектом Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин.
Проект предполагает создание самого современного высокоскоростного подвижного состава — по безопасности, комфорту и качеству услуг пассажирам на борту поезда. В ходе его разработки будет использован международный и отечественный опыт с локализацией технологий (не менее 80 %) на территории России.
По материалам итогового заседания Правления ОАО «РЖД»
Скоростные пассажирские перевозки осуществляются филиалом ОАО «РЖД» — Дирекцией скоростного сообщения (ДОСС).
В 2015 году пассажирооборот по скоростным поездам вырос на 25 % до 2,5 млрд пасс.—км. Пассажирооборот по скоростным поездам дальнего следования во внутреннем сообщении увеличился на 26 % и составил 2,44 млрд пасс.—км, в то время как пассажирооборот по поездам в международном сообщении снизился на 7,5 % до 58,6 млн пасс.—км.
Количество отправленных скоростными поездами пассажиров увеличилось на 22,2 % по сравнению с 2014 годом и составило 4,8 млн человек, в частности поездами «Сапсан» и «Ласточка» в дальнем следовании во внутреннем сообщении перевезено 4,6 млн человек (рост на 24 %); поездами «Аллегро» в международном сообщении — 0,2 млн человек (снижение на 14 %). Уменьшение пассажиропотока на российско-финском направлении является общей тенденцией для всех перевозок и связано в первую очередь с ухудшением экономической ситуации в России и падением курса рубля.
В 2015 году продолжалось курсирование сдвоенного состава поезда «Сапсан», запущенного в августе 2014 года по направлению Москва — Санкт-Петербург. По итогам года использование вместимости поездов «Сапсан» составило 80,3 %.
Стоит отметить, что активные действия по концентрации скоростных поездов «Сапсан» на участке Москва — Санкт-Петербург позволили сохранить долю железнодорожного транспорта на данном направлении на уровне 65 %.
С целью удовлетворения спроса на пассажирские перевозки на территории Краснодарского края с марта 2015 года были назначены 2 пары электропоездов «Ласточка» по маршруту Ростов — Краснодар и с мая 1 пара поездов по маршруту Адлер — Майкоп.
Финансовый результат в рамках осуществления перевозочной деятельности Дирекции скоростного сообщения по итогам 2015 года составил 2 077,2 млн руб.
Отправленные пассажиры, тыс. человек | Пассажирооборот, млн пасс.—км | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 2015 | Изменение, % | 2014 | 2015 | Изменение, % | |
Всего, в т.ч. | 3 921,52 | 4 792,14 | 22,2 | 1 999,44 | 2 500,56 | 25,0 |
Сапсан | 3 238,82 | 3 764,48 | 16,2 | 1 834,07 | 2 261,52 | 23,3 |
Аллегро | 213,20 | 183,30 | –14,0 | 63,28 | 58,56 | –7,5 |
Ласточка | 469,50 | 844,36 | 79,8 | 102,09 | 180,48 | 76,8 |
Реализация проектов скоростного и высокоскоростного движения
Высокоскоростная магистраль Москва — Казань

Месторасположение магистрали | Москва, Московская область, Владимирская область, Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан |
Протяженность | 770 км |
Время в пути от Москвы до Казани | 3 ч 30 мин |
Максимальная скорость движения | До 400 км/ч |
Ширина колеи | 1 520 мм |
Пилотным проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в России является строительство ВСМ по маршруту Москва — Казань с продлением на Екатеринбург.
Реализация данного проекта позволит удовлетворить растущий спрос населения городов России на пассажирские перевозки, сократить время пассажиров в пути следования и предоставить качественно новый уровень обслуживания.
Проект предполагает обеспечение высочайшего уровня надежности и безопасности перевозок, создание необходимого комфорта для пассажиров. Решение указанных задач предполагает использование самых современных технологий и средств их обеспечения.
Реализация Проекта создаст импульс для развития инновационных технологий в отраслях экономики Российской Федерации, предприятия которых будут задействованы в создании и поставки инфраструктуры ВСМ.
В рамках проведенной актуализации сетевого плана-графика мероприятий реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, включенные в план-график мероприятия были систематизированы, а сроки их выполнения скорректированы на перспективу до 2021 года.
Согласно актуализированному сетевому плану-графику в 2015 году выполнены следующие работы:
- Заключено генеральное соглашение между ОАО «РЖД» и ОАО «Скоростные магистрали» по подготовке и управлению проектами ВСМ.
- Подписан договор на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проекта планировки и межевания территорий и разработке проектной документации для строительства участка Москва — Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург в
2015–2016 годах. Стороны договора — ОАО «Скоростные магистрали» и консорциум проектировщиков в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и ООО Китайская Инженерная Железнодорожная Корпорация «Эр Юань».
В рамках указанного договора разработана и утверждена Программа инженерных изысканий, разработан график выполнения работ, развернут комплекс работ по подготовке территории к строительству, ведутся проектные и изыскательские работы, привлечен технический консультант для сопровождения указанных работ. В 2015 году получено финансирование из Федерального бюджета Российской Федерации в уставный капитал ОАО «РЖД» на осуществление проектирования в размере 3,050 млрд руб. (общий объем выполнения по проектным работам в 2015 году составил 4,757 млрд руб. без НДС).
- Утверждены технические требования к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу для ВСМ.
- Подписан Меморандум между Министерством транспорта Российской Федерации, государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформе, открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и «Китайскими железными дорогами» о формах сотрудничества, модели финансирования и инвестирования ВСМ Москва — Казань, которая является приоритетным проектом Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин.
- Разработана и подписана Дорожная карта взаимодействия российской и китайской сторон в рамках реализации проекта ВСМ Москва — Казань.
- Разработан, согласован с федеральными органами исполнительной власти и внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, устанавливающего особенности получения разрешения на строительство, подготовки территории, выполнения подготовительных работ».
- В целях реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года разработана и утверждена Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации на перспективу до 2030 года, в которой основные акценты делаются на выборе направлений для модернизации существующих линий и строительстве новых скоростных и высокоскоростных магистралей с обеспечением максимальных экономических и социальных эффектов — за счет расширения границ существующих агломераций и формирования урбанизированных районов.