Годовой отчет 2015

en

Скоростные пассажирские перевозки

На пути изменений

Мишарин Александр Сергеевич
Мишарин Александр Сергеевич первый вице-президент ОАО «РЖД»

Главная цель принятой нами программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения — ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения России за счет создания сети железнодорожного сообщения, обеспечивающего оптимальное для пассажиров соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда.

Высокоскоростная магистраль Москва — Казань является приоритетным проектом Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин.

Проект предполагает создание самого современного высокоскоростного подвижного состава — по безопасности, комфорту и качеству услуг пассажирам на борту поезда. В ходе его разработки будет использован международный и отечественный опыт с локализацией технологий (не менее 80 %) на территории России.

По материалам итогового заседания Правления ОАО «РЖД»
25 % рост пассажирооборота по скоростным поездам в 2015 году

Скоростные пассажирские перевозки осуществляются филиалом ОАО «РЖД» — Дирекцией скоростного сообщения (ДОСС).

В 2015 году пассажирооборот по скоростным поездам вырос на 25 % до 2,5 млрд пасс.—км. Пассажирооборот по скоростным поездам дальнего следования во внутреннем сообщении увеличился на 26 % и составил 2,44 млрд пасс.—км, в то время как пассажирооборот по поездам в международном сообщении снизился на 7,5 % до 58,6 млн пасс.—км.

Количество отправленных скоростными поездами пассажиров увеличилось на 22,2 % по сравнению с 2014 годом и составило 4,8 млн человек, в частности поездами «Сапсан» и «Ласточка» в дальнем следовании во внутреннем сообщении перевезено 4,6 млн человек (рост на 24 %); поездами «Аллегро» в международном сообщении — 0,2 млн человек (снижение на 14 %). Уменьшение пассажиропотока на российско-финском направлении является общей тенденцией для всех перевозок и связано в первую очередь с ухудшением экономической ситуации в России и падением курса рубля.

В 2015 году продолжалось курсирование сдвоенного состава поезда «Сапсан», запущенного в августе 2014 года по направлению Москва — Санкт-Петербург. По итогам года использование вместимости поездов «Сапсан» составило 80,3 %.

Стоит отметить, что активные действия по концентрации скоростных поездов «Сапсан» на участке Москва — Санкт-Петербург позволили сохранить долю железнодорожного транспорта на данном направлении на уровне 65 %.

С целью удовлетворения спроса на пассажирские перевозки на территории Краснодарского края с марта 2015 года были назначены 2 пары электропоездов «Ласточка» по маршруту Ростов — Краснодар и с мая 1 пара поездов по маршруту Адлер — Майкоп.

Финансовый результат в рамках осуществления перевозочной деятельности Дирекции скоростного сообщения по итогам 2015 года составил 2 077,2 млн руб.

Основные показатели скоростных пассажирских перевозок (ДОСС)
Отправленные пассажиры, тыс. человек Пассажирооборот, млн пасс.—км
2014 2015 Изменение, % 2014 2015 Изменение, %
Всего, в т.ч. 3 921,52 4 792,14 22,2 1 999,44 2 500,56 25,0
Сапсан 3 238,82 3 764,48 16,2 1 834,07 2 261,52 23,3
Аллегро 213,20 183,30 –14,0 63,28 58,56 –7,5
Ласточка 469,50 844,36 79,8 102,09 180,48 76,8

Реализация проектов скоростного и высокоскоростного движения

Высокоскоростная магистраль Москва — Казань

ВСМ-2 Москва — Казань
ВСМ-2 Москва — Казань
Основные технико-экономические показатели ВСМ-2 Москва — Казань
Месторасположение магистрали Москва, Московская область, Владимирская область, Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан
Протяженность 770 км
Время в пути от Москвы до Казани 3 ч 30 мин
Максимальная скорость движения До 400 км/ч
Ширина колеи 1 520 мм

Пилотным проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в России является строительство ВСМ по маршруту Москва — Казань с продлением на Екатеринбург.

Реализация данного проекта позволит удовлетворить растущий спрос населения городов России на пассажирские перевозки, сократить время пассажиров в пути следования и предоставить качественно новый уровень обслуживания.

Проект предполагает обеспечение высочайшего уровня надежности и безопасности перевозок, создание необходимого комфорта для пассажиров. Решение указанных задач предполагает использование самых современных технологий и средств их обеспечения.

Реализация Проекта создаст импульс для развития инновационных технологий в отраслях экономики Российской Федерации, предприятия которых будут задейст­вованы в создании и поставки инфраструктуры ВСМ.

В рамках проведенной актуализации сетевого плана-графика мероприятий реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, включенные в план-график мероприятия были систематизированы, а сроки их выполнения скорректированы на перспективу до 2021 года.

Согласно актуализированному сетевому плану-графику в 2015 году выполнены следующие работы:

  • Заключено генеральное соглашение между ОАО «РЖД» и ОАО «Скоростные магистрали» по подготовке и управлению проектами ВСМ.
  • Подписан договор на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проекта планировки и межевания территорий и разработке проектной документации для строительства участка Москва — Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург в 2015–2016 годах. Стороны договора — ОАО «Скоростные магистрали» и консорциум проектировщиков в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и ООО Китайская Инженерная Железнодорожная Корпорация «Эр Юань».

В рамках указанного договора разработана и утверждена Программа инженерных изысканий, разработан график выполнения работ, развернут комплекс работ по подготовке территории к строительству, ведутся проектные и изыскательские работы, привлечен технический консультант для сопровождения указанных работ. В 2015 году получено финансирование из Федерального бюджета Российской Федерации в уставный капитал ОАО «РЖД» на осуществление проектирования в размере 3,050 млрд руб. (общий объем выполнения по проектным работам в 2015 году составил 4,757 млрд руб. без НДС).

  • Утверждены технические требования к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу для ВСМ.
  • Подписан Меморандум между Министерством транспорта Российской Федерации, государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформе, открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и «Китайскими железными дорогами» о формах сотрудничества, модели финансирования и инвестирования ВСМ Москва — Казань, которая является приоритетным проектом Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин.
  • Разработана и подписана Дорожная карта взаимодействия российской и китайской сторон в рамках реализации проекта ВСМ Москва — Казань.
  • Разработан, согласован с федеральными органами исполнительной власти и внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, устанавливающего особенности получения разрешения на строительство, подготовки территории, выполнения подготовительных работ».
  • В целях реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года разработана и утверждена Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации на перспективу до 2030 года, в которой основные акценты делаются на выборе направлений для модернизации существующих линий и строительстве новых скоростных и высокоскоростных магистралей с обеспечением максимальных экономических и социальных эффектов — за счет расширения границ существующих агломераций и формирования урбанизированных районов.