Годовой отчет 2015

en

Пассажирские перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД» в пригородном сообщении

В 2015 году пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» в пригородном сообщении сократился на 5,2 % по сравнению с 2014 годом и составил 30,9 млрд пасс.—км.

В течение года в пригородном сообщении было перевезено 922,5 млн человек, что на 4,6 % меньше, чем в 2014 году. В структуре отправления пассажиров на платную категорию приходится 71,6 %, на федеральных льготников — 7,9 %, на региональных льготников — 9,3 %, на другие категории — 11,2 %. Снижение платных пассажиров к уровню 2014 года составило 5,4 %.

Пассажирооборот в пригородном сообщении, по категориям,
млрд пасс.—км

Количество отправленных пассажиров в пригородном сообщении, перевезенных по инфраструктуре ОАО «РЖД», по категориям, млн человек

Структура и итоги деятельности пригородного пассажирского комплекса

Перевозочную деятельность осуществляют 25 пассажирских пригородных компаний (ППК), учрежденных с участием ОАО «РЖД», органов исполнительной власти регионов, частных инвесторов, а также ООО «Аэроэкспресс», ООО «Меж­региональная пассажирская компания» и ОАО «РЖД» (ДОСС).

В уставном капитале 19 ППК доля ОАО «РЖД» составляет более 50 %.

В 2015 году пригородными пассажирскими компаниями было заключено 92 договора на организацию транспортного обслуживания населения с 72 субъектами Российской Федерации.

По итогам деятельности за 2015 год 22 компании достигли безубыточности — чистая прибыль данных компаний составила 4 840,0 млн рублей. По 3 ППК (ОАО «Северо-Кавказская ППК», ОАО «Забайкальская ППК», ОАО «Кубань Экспресс-пригород») сформирован убыток в размере 504,7 млн рублей.

Результаты деятельности ППК в 2015 году, млн рублей
№ п/п Наименование ППК Чистая прибыль за 2015 год
1 ОАО «Северная ППК» 3,0
2 АО «ППК «Черноземье» 412,8
3 ОАО «Северо-Кавказская ППК» –186,7
4 ОАО «Забайкальская ППК» –273,9
5 ОАО «Экспресс Приморья» 22,5
6 ОАО «Байкальская ППК» 46,3
7 ОАО «Свердловская пригородная компания» 160,6
8 ОАО «Башкортостанская ППК» 210,4
9 ОАО «Калининградская ППК» 0,8
10 ОАО «Волго-Вятская ППК» 69,2
11 ОАО «Саратовская ППК» 33,0
12 ОАО «Содружество» 0,5
13 ОАО «Кузбасс-пригород» 7,1
14 ОАО «Самарская ППК» 83,9
15 ОАО «Кубань Экспресс-пригород» –44,0
16 АО «ПК «Сахалин» 9,6
17 ОАО «Пермская пригородная компания» 6,5
18 ОАО «Волгоградтранспригород» 4,8
19 ОАО «Краспригород» 2,9
20 ОАО «Алтай-пригород» 0,2
21 ОАО «Экспресс-пригород» 36,3
22 ОАО «Омск-пригород» 1,6
23 ОАО «Северо-Западная ППК» 845,6
24 ОАО «Московско-Тверская ППК» 441,0
25 ОАО «Центральная ППК» 2 441,4
Всего 4 435,4
в т. ч. по прибыльным ППК 4 840,0
по убыточным ППК –504,7

Компенсация субъектами Российской Федерации выпадающих доходов перевозчиков

Обеспечение безубыточности пригородных перевозок России является одной из основных задач реформирования пригородного комплекса. Модель безубыточности функционирования не может быть построена без участия субъектов Российской Федерации, регулирующих тарифы на пригородные перевозки. В связи с этим только полная компенсация регионами выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов позволит обеспечить безубыточность пригородных перевозок.

В 2015 году в условиях действия льготного коэффициента к тарифам на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении потребность пригородных перевозчиков в субсидиях на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, составила 12,0 млрд руб. Начислены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на сумму 9,4 млрд руб., что составляет 78 % от потребности. Получены субсидии из региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов 2015 года в размере 9,5 млрд руб., кроме того в счет погашения убытков прошлых лет получено 736 млн руб.

Дефицит субсидий из регионов в 2015 году составил 2,8 млрд руб. Полностью компенсировали выпадающие доходы за 2015 год 37 регионов. На территории пяти регионов: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская и Астраханская области — в условиях льготной инфраструктуры перевозки осуществляются на самоокупаемом уровне.

В то же время в 12 регионах компенсация выпадающих доходов перевозчиков составила менее 50 %. В 3 регионах субсидии на компенсацию выпадающих доходов пригородными компаниями предусмотрены не были.

Компенсация субъектами Российской Федерации выпадающих доходов перевозчиков
Уровень компенсации субъектами Российской Федерации Количество субъектов Российской Федерации
2011 2012 2013 2014 2015
Компенсации не требуется 6 5 5 4 5
100 %-ная компенсация 12 17 9 13 37
> 80 % компенсации 8 6 10 9 9
50–80 %-ная компенсация 11 9 15 20 6
< 50 % компенсации 31 32 31 22 12
Не предусмотрено 5 4 3 5 3
Перевозки прекращены 1
Итого 73

Обновление парка подвижного состава

160 вагонов поставлено Дирекции
скоростного сообщения
70 вагонов поставлено Центральной дирекции
моторвагонного подвижного состава

В целях развития и совершенствования организации пригородных пассажирских перевозок, повышения качества предоставляемых услуг, а также улучшения технического состояния моторвагонного подвижного состава (МВПС) Компания регулярно производит обновление пригородного подвижного состава.

В 2015 году Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава поставлено 70 вагонов на сумму 2,7 млрд руб. По программе модернизации подвижного состава освоено 0,5 млрд руб.

Дирекции скоростного сообщения в 2015 году поставлено 160 вагонов (на сумму 18,9 млрд руб.), по программе модернизации подвижного состава освоено 0,2 млрд руб.

Итоги работы по созданию мультимодальных пересадочных узлов

В рамках работы по созданию мультимодальных пересадочных узлов Компанией в 2015 году был реализован ряд проектов:

  • Организовано движение поездов «Ласточка» по маршрутам: Москва — Крюково — Тверь, Санкт-Петербург — Волховстрой, Санкт-Петербург — Тосно, Екатеринбург — Нижний Тагил и Екатеринбург — Каменск-Уральский. В дальнейшем на рост пассажиропотока окажет влияние завершение строительства IV главного пути на участке Москва — Тверь, что позволит значительно сократить количество технологических окон, которые в 2015 году привели к изменению маршрутов следования поездов на данном участке и отмене 7 727 поездов.
  • Продолжилось развитие проекта «Городская электричка», организованного в настоящее время в Красноярске, Калининграде, Уфе и ряде других городов.
  • В конце 2015 года на полигоне Горьковской железной дороги организованы смешанные маршруты «поезд+автобус»: Нижний Новгород — Сява, Нижний Новгород — Вахтан, Нижний Новгород — Тоншаево (с учетом пересадки на ст. Шахунья) и Нижний Новгород — Шаранга (пересадка на ст. Урень). За период с сентября по декабрь данной услугой воспользовалось более 2 000 пассажиров. Аналогичные проекты планируется запустить, в частности, на полигоне ОАО «Башкортостанская ППК» по маршруту Уфа — Туймазы — Уфа с пересадкой по ст. Кандры и на полигоне ОАО «Краспригород» на участке Иланская — Решоты.

Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги

Реализация проекта реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД) позволит значительно снизить транспортную напряженность в Москве и перейти на качественно новый уровень в обслуживании пассажиров внутригородским рельсовым транспортом.

Благодаря данному проекту в Москве появятся новые точки экономического роста, будет создано более 10,4 тыс. современных рабочих мест, в том числе около 4 тыс. человек будут заняты в перевозках пассажиров. За счет электрификации Малого кольца Московской железной дороги значительно улучшится экологическая обстановка в городе и повысится привлекательность территорий зоны тяготения.

Развитие МК МЖД предполагает электрификацию кольца со строительством двух новых и реконструкцией трех существующих тяговых подстанций, строительство 38 км третьего главного железнодорожного пути, строительство и реконструкцию новых искусственных сооружений. На МК МЖД будет построен 31 остановочный пункт, из них 19 крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ): 12 — с пересадкой на метрополитен, 6 — на радиальные направления железной дороги.

Начиная с 2016 года, МКЖД ежегодно будет перевозить более 250 млн пассажиров, размеры движения — 100 пар электропоездов в сутки с интервалом в часы пик до 5 минут.

В настоящее время в ОАО «РЖД» создана рабочая группа по подготовке мероприятий по обеспечению с сентября 2016 года транспортного обслуживания населения на Малом кольце Московской железной дороги.