Годовой отчет 2015

en

Карта рисков по бизнес-блокам ОАО «РЖД»

Матрица рисков
Вероятность
возникновения
рисков
Высокая 4 1
Значительная 3 2
Средняя 5 67
Незначительная
Последствия
реализации риска
Незначительные Средние Значительные Высокие

По результатам анализа деятельности транспортно-логистического бизнес-блока была составлена матрица рисков, в которую вошли следующие риски, оказывающие наибольшее влияние на доходную базу холдинга.

Основные риски и последствия их реализации для ОАО «РЖД»
Основные риски Последствия реализации риска
1. Снижение объемов перевозок.
  • Потеря доходов от грузовых железнодорожных перевозок.
2. Повышение уровня конкуренции на рынке оперирования грузовыми вагонами.
  • Демпинг цен со стороны конкурентов.
  • Снижение доходной ставки.
3. Изменение структуры грузооборота, увеличение доли низкодоходных грузов в грузообороте, снижение экспортных перевозок.
  • Потеря доходов от грузовых железнодорожных перевозок.
4. Изменение курса национальной и иностранных валют
  • Увеличение расходов от курсовых разниц.
5. Изменение ставки рефинансирования.
  • Увеличение стоимости заемного капитала.
  • Сокращение инвестиционных программ.
6. Ограничение со стороны государства гибкой тарифной политики.
  • Снижение доходов от оказания базовой услуги.
7. Сохранение диспропорции в законодательном давлении на железнодорожный и автомобильный транспорт.
  • Снижение количества предъявляемых к перевозке грузов (уровень погрузки) на малые и средние расстояния.
  • Потеря доходов от перевозки грузов на малые и средние расстояния.

Для нивелирования наиболее вероятных и значительных рисков были определены ключевые рабочие области и меры по их оптимизации:

  • Мероприятия по уменьшению нега­тив­ного влияния снижения объемов грузоперевозок на результаты деятельности операторских компаний (АО «ФГК», ПАО «ТрансКонтейнер»):
    • привлечение клиентов на железнодорожный транспорт с других видов транспорта (автомобильный, трубопроводный, морской);
    • увеличение объема транзита грузов;
    • гибкое тарифное регулирование (тарифный коридор);
    • полное задействование парка операторских компаний холдинга «РЖД» в объемах перевозок для нужд холдинга «РЖД».
  • В части возможного повышения уровня конкуренции на рынке оперирования грузовыми вагонами реализуются следующие мероприятия:
    • применение клиентоориентированного подхода в оказании услуг;
    • предложение более высокого уровня сервиса для привлечения грузоотправителей и оказание услуг с использованием подвижного состава Холдинга;
    • пересмотр подходов к ценообразованию на услугу по предоставлению вагонов для перевозки грузов в отношении ОАО «РЖД».
  • В части возможного изменения структуры грузооборота реализуются следующие мероприятия:
    • привлечение грузоотправителей с высокодоходными грузами через предложение дополнительных сервисов, используя возможности логистических компаний Холдинга и Центра фирменного транспортного обслуживания.
Матрица рисков
Вероятность
возникновения
рисков
Высокая 45 12
Значительная
Средняя 3
Незначительная
Последствия
реализации риска
Незначительные Средние Значительные Высокие
Основные риски и последствия их реализации для ОАО «РЖД»
Основные риски Последствия реализации риска
1. Инфраструктурные ограничения.
  • Снижение транспортной обеспеченности населения.
2. Возможное снижение объема перевозок вследствие роста тарифов и/или снижения реальных располагаемых доходов населения.
  • Снижение доходов перевозчиков.
3. Отсутствие потребного объема субсидирования, в том числе в части инвестиционной составляющей.
  • Сокращение размеров движения в субсидируемом сегменте, секвестирование программы обновления парка.
4. Усиление межотраслевой конкуренции, в том числе за счет государственного стимулирования развития других видов транспорта.
  • Потеря доли железнодорожного транспорта на рынке.
5. Опережающий рост цен поставщиков.
  • Увеличение ценовой нагрузки на пассажира.

Основными корректирующими мерами холдинга «РЖД» по минимизации наиболее значимых и вероятных рисков являются:

  • Инфраструктурные ограничения:
    • дальнейшее развитие инфраструктуры в части реализации программы «Дневной экспресс» и развития Московского транспортного узла.
  • Возможное снижение объема перевозок вследствие роста тарифов и/или снижения реальных располагаемых доходов населения:
    • реализация комплекса маркетинговых акций, программы лояльности, расширения полигона системы управления доходностью и возможного изменения цены с учетом эластичности спроса к цене и комфорту;
    • развитие мультимодальных перевозок.
  • Отсутствие потребного объема субсидирования:
    • проведение на уровне Правительственной комиссии на транспорте адресной работы с субъектами Российской Федерации по субсидированию пригородных перевозок.
Матрица рисков
Вероятность
возникновения
рисков
Высокая 12
Значительная 3
Средняя
Незначительная
Последствия
реализации риска
Незначительные Средние Значительные Высокие
Основные риски и последствия их реализации для ОАО «РЖД»
Основные риски Последствия реализации риска
1. Увеличение протяженности участков железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» со сверхнормативным пропущенным тоннажем в условиях ограниченных финансовых средств (на 31 декабря 2015 года составляет 25,2 тыс.км).
  • Cнижение уровня безопасности.
  • Нарушение договорных сроков доставки грузов (доля грузовых отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок; скорость доставки грузов груженой отправки).
2. Износ основных средств хозяйства электрификации и электроснабжения.
  • Снижение уровня безопасности.
  • Увеличение количества отказов технических средств хозяйства электрификации и электроснабжения.
  • Рост удельных затрат на содержание и обслуживание устройств.
3. Дефицит эксплуатируемого парка локомотивов на предъявляемый объем перевозок.
  • Нарушение безопасности движения вследствие эксплуатации локомотивов с ненормально изношенными узлами и деталями.
  • Рост количества отказов технических средств вследствие выхода перепробежных локомотивов за границу устойчивой эксплуатации.
  • Увеличение претензий по штрафам за нарушение сроков доставки грузов в связи с дефицитом эксплуатируемого парка.

Основными корректирующими мерами холдинга «РЖД» по минимизации наиболее значимых и вероятных рисков являются:

  • Увеличение протяженности участков железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» со сверхнормативным пропущенным тоннажем:
    • пересмотр нормативной базы в части правил выполнения ремонтов основных средств инфраструктуры, в том числе изменение ремонтных схем;
    • увеличение объемов ремонтных работ, в том числе за счет выполнения сплошной смены рельсов в сопровождении со средним ремонтом;
    • снижение закупочной цены на материально-технические ресурсы и услуги, выполняемые сторонними организациями;
    • внедрение ресурсосберегающих технологий.
  • Износ основных средств хозяйства электрификации и электроснабжения:
    • дифференцированный подход к проведению ремонтных работ устройств электроснабжения железнодорожных линий в зависимости от их класса и специализации;
    • разработка (вновь) Правил содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи;
    • переработка Правил содержания тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового электроснабжения.
  • Дефицит эксплуатируемого парка локомотивов на предъявляемый объем перевозок:
    • пересмотр нормативной базы в части правил выполнения ремонтов тягового подвижного состава;
    • снижение потребности в локомотивах за счет повышения качества использования подвижного состава;
    • сокращение времени простоя локомотивов в ремонте;
    • увеличение объемов ремонта;
    • внедрение эффективных технологий, направленных на повышение надежности и безотказности тягового подвижного состава.

При реализации холдингом «РЖД» крупных проектов по развитию инфраструктуры за рубежом могут возникать риски в экономической и политической категориях, связанные с возможной нестабильностью политического режима и экономической ситуации в странах реализации зарубежных проектов.

Также в расчет принимается вероятность возникновения технологических рисков и рисков человеческого фактора, обусловленных возможной недостаточностью технологий или компетенций для работы в высоко конкурентных сегментах зарубежного рынка транспортного строительства.

Указанные виды риска были зафиксированы в Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года.

Основные риски и последствия их реализации для ОАО «РЖД»
Основные риски Последствия реализации риска
1. Риски экономического и политического характера в странах реализации зарубежных проектов.
  • Неблагоприятные изменения в политической и экономической обстановке в стране реализации проекта, результатом которых может стать невозможность своевременного выполнения иностранным заказчиком платежных обязательств, а также нарушение других условий контракта.
2. Возможность возникновения технологических рисков (недостаток производственных мощностей) и рисков человеческого фактора (недостаток компетенций).
  • Повышение уровня конкуренции со стороны зарубежных инжиниринговых компаний, осуществляющих деятельность в целевых для холдинга «РЖД» регионах реализации международных железнодорожных проектов.
3. Риски конкуренции со стороны зарубежных компаний, готовых осуществлять самостоятельное финансирование проектов.

Управление рисками в рамках бизнес-блока осуществляется в соответствии с требованиями, обеспечивающими выход компании в число мировых лидеров по инфраструктурному строительству, формирование долгосрочного портфеля заказов, а также высокий уровень реализации проектов.

Система управления рисками бизнес-блока базируется на следующих элементах:

  • Детальный анализ политических, экономических, социальных и технологических составляющих перспективных проектов на предпроектном этапе реализации (PEST-анализ).
  • Привлечение международно-признанных юридических и финансовых консультантов для подготовки проектной документации на предконтрактном этапе реализации.
  • Использование методологии управления проектами на контрактном этапе реализации.

В качестве основных механизмов минимизации рисков рассматриваются несколько направлений работы:

  • Риски экономического и политического характера в странах реализации зарубежных проектов:
    • сотрудничество со страховыми агентствами, что помимо страхования позволяет получить дополнительные преимущества при оформлении кредита в виде возможного снижения процентной ставки для реализации контракта, предусматривающего страхование необходимых рисков;
    • оптимизация работы с заказчиками путем авансирования платежей по договору подряда;
    • реализация проектов в рамках предоставления Российской Федерацией экспортных кредитов.
  • Возможность возникновения технологических рисков (недостаток производственных мощностей) и рисков человеческого фактора (недостаток компетенций):
    • реализация программ повышения квалификации работников и программ по обмену опытом с мировыми лидерами в данной отрасли, изучение и анализ международного опыта реализации крупных строительных проектов.
  • Риски конкуренции со стороны зарубежных компаний, готовых осуществлять самостоятельное финансирование проектов:
    • выстраивание стратегических альянсов и формирование консорциумов с компаниями-проектировщиками и компаниями строительной индустрии для совместной реализации крупных проектов.