Карта рисков по бизнес-блокам ОАО «РЖД»
Вероятность возникновения рисков |
Высокая | 4 | 1 | ||
Значительная | 3 | 2 | |||
Средняя | 5 | 67 | |||
Незначительная | |||||
Последствия реализации риска |
Незначительные | Средние | Значительные | Высокие |
По результатам анализа деятельности транспортно-логистического бизнес-блока была составлена матрица рисков, в которую вошли следующие риски, оказывающие наибольшее влияние на доходную базу холдинга.
Основные риски | Последствия реализации риска |
---|---|
1. Снижение объемов перевозок. |
|
2. Повышение уровня конкуренции на рынке оперирования грузовыми вагонами. |
|
3. Изменение структуры грузооборота, увеличение доли низкодоходных грузов в грузообороте, снижение экспортных перевозок. |
|
4. Изменение курса национальной и иностранных валют |
|
5. Изменение ставки рефинансирования. |
|
6. Ограничение со стороны государства гибкой тарифной политики. |
|
7. Сохранение диспропорции в законодательном давлении на железнодорожный и автомобильный транспорт. |
|
Для нивелирования наиболее вероятных и значительных рисков были определены ключевые рабочие области и меры по их оптимизации:
- Мероприятия по уменьшению негативного влияния снижения объемов грузоперевозок на результаты деятельности операторских компаний (АО «ФГК», ПАО «ТрансКонтейнер»):
- привлечение клиентов на железнодорожный транспорт с других видов транспорта (автомобильный, трубопроводный, морской);
- увеличение объема транзита грузов;
- гибкое тарифное регулирование (тарифный коридор);
- полное задействование парка операторских компаний холдинга «РЖД» в объемах перевозок для нужд холдинга «РЖД».
- В части возможного повышения уровня конкуренции на рынке оперирования грузовыми вагонами реализуются следующие мероприятия:
- применение клиентоориентированного подхода в оказании услуг;
- предложение более высокого уровня сервиса для привлечения грузоотправителей и оказание услуг с использованием подвижного состава Холдинга;
- пересмотр подходов к ценообразованию на услугу по предоставлению вагонов для перевозки грузов в отношении ОАО «РЖД».
- В части возможного изменения структуры грузооборота реализуются следующие мероприятия:
- привлечение грузоотправителей с высокодоходными грузами через предложение дополнительных сервисов, используя возможности логистических компаний Холдинга и Центра фирменного транспортного обслуживания.
Вероятность возникновения рисков |
Высокая | 45 | 12 | ||
Значительная | |||||
Средняя | 3 | ||||
Незначительная | |||||
Последствия реализации риска |
Незначительные | Средние | Значительные | Высокие |
Основные риски | Последствия реализации риска |
---|---|
1. Инфраструктурные ограничения. |
|
2. Возможное снижение объема перевозок вследствие роста тарифов и/или снижения реальных располагаемых доходов населения. |
|
3. Отсутствие потребного объема субсидирования, в том числе в части инвестиционной составляющей. |
|
4. Усиление межотраслевой конкуренции, в том числе за счет государственного стимулирования развития других видов транспорта. |
|
5. Опережающий рост цен поставщиков. |
|
Основными корректирующими мерами холдинга «РЖД» по минимизации наиболее значимых и вероятных рисков являются:
- Инфраструктурные ограничения:
- дальнейшее развитие инфраструктуры в части реализации программы «Дневной экспресс» и развития Московского транспортного узла.
- Возможное снижение объема перевозок вследствие роста тарифов и/или снижения реальных располагаемых доходов населения:
- реализация комплекса маркетинговых акций, программы лояльности, расширения полигона системы управления доходностью и возможного изменения цены с учетом эластичности спроса к цене и комфорту;
- развитие мультимодальных перевозок.
- Отсутствие потребного объема субсидирования:
- проведение на уровне Правительственной комиссии на транспорте адресной работы с субъектами Российской Федерации по субсидированию пригородных перевозок.
Вероятность возникновения рисков |
Высокая | 12 | |||
Значительная | 3 | ||||
Средняя | |||||
Незначительная | |||||
Последствия реализации риска |
Незначительные | Средние | Значительные | Высокие |
Основные риски | Последствия реализации риска |
---|---|
1. Увеличение протяженности участков железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» со сверхнормативным пропущенным тоннажем в условиях ограниченных финансовых средств (на 31 декабря 2015 года составляет 25,2 тыс.км). |
|
2. Износ основных средств хозяйства электрификации и электроснабжения. |
|
3. Дефицит эксплуатируемого парка локомотивов на предъявляемый объем перевозок. |
|
Основными корректирующими мерами холдинга «РЖД» по минимизации наиболее значимых и вероятных рисков являются:
- Увеличение протяженности участков железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» со сверхнормативным пропущенным тоннажем:
- пересмотр нормативной базы в части правил выполнения ремонтов основных средств инфраструктуры, в том числе изменение ремонтных схем;
- увеличение объемов ремонтных работ, в том числе за счет выполнения сплошной смены рельсов в сопровождении со средним ремонтом;
- снижение закупочной цены на материально-технические ресурсы и услуги, выполняемые сторонними организациями;
- внедрение ресурсосберегающих технологий.
- Износ основных средств хозяйства электрификации и электроснабжения:
- дифференцированный подход к проведению ремонтных работ устройств электроснабжения железнодорожных линий в зависимости от их класса и специализации;
- разработка (вновь) Правил содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи;
- переработка Правил содержания тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового электроснабжения.
- Дефицит эксплуатируемого парка локомотивов на предъявляемый объем перевозок:
- пересмотр нормативной базы в части правил выполнения ремонтов тягового подвижного состава;
- снижение потребности в локомотивах за счет повышения качества использования подвижного состава;
- сокращение времени простоя локомотивов в ремонте;
- увеличение объемов ремонта;
- внедрение эффективных технологий, направленных на повышение надежности и безотказности тягового подвижного состава.
При реализации холдингом «РЖД» крупных проектов по развитию инфраструктуры за рубежом могут возникать риски в экономической и политической категориях, связанные с возможной нестабильностью политического режима и экономической ситуации в странах реализации зарубежных проектов.
Также в расчет принимается вероятность возникновения технологических рисков и рисков человеческого фактора, обусловленных возможной недостаточностью технологий или компетенций для работы в высоко конкурентных сегментах зарубежного рынка транспортного строительства.
Указанные виды риска были зафиксированы в Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года.
Основные риски | Последствия реализации риска |
---|---|
1. Риски экономического и политического характера в странах реализации зарубежных проектов. |
|
2. Возможность возникновения технологических рисков (недостаток производственных мощностей) и рисков человеческого фактора (недостаток компетенций). |
|
3. Риски конкуренции со стороны зарубежных компаний, готовых осуществлять самостоятельное финансирование проектов. |
Управление рисками в рамках бизнес-блока осуществляется в соответствии с требованиями, обеспечивающими выход компании в число мировых лидеров по инфраструктурному строительству, формирование долгосрочного портфеля заказов, а также высокий уровень реализации проектов.
Система управления рисками бизнес-блока базируется на следующих элементах:
- Детальный анализ политических, экономических, социальных и технологических составляющих перспективных проектов на предпроектном этапе реализации (PEST-анализ).
- Привлечение международно-признанных юридических и финансовых консультантов для подготовки проектной документации на предконтрактном этапе реализации.
- Использование методологии управления проектами на контрактном этапе реализации.
В качестве основных механизмов минимизации рисков рассматриваются несколько направлений работы:
- Риски экономического и политического характера в странах реализации зарубежных проектов:
- сотрудничество со страховыми агентствами, что помимо страхования позволяет получить дополнительные преимущества при оформлении кредита в виде возможного снижения процентной ставки для реализации контракта, предусматривающего страхование необходимых рисков;
- оптимизация работы с заказчиками путем авансирования платежей по договору подряда;
- реализация проектов в рамках предоставления Российской Федерацией экспортных кредитов.
- Возможность возникновения технологических рисков (недостаток производственных мощностей) и рисков человеческого фактора (недостаток компетенций):
- реализация программ повышения квалификации работников и программ по обмену опытом с мировыми лидерами в данной отрасли, изучение и анализ международного опыта реализации крупных строительных проектов.
- Риски конкуренции со стороны зарубежных компаний, готовых осуществлять самостоятельное финансирование проектов:
- выстраивание стратегических альянсов и формирование консорциумов с компаниями-проектировщиками и компаниями строительной индустрии для совместной реализации крупных проектов.